В Выборге почти на мажорной ноте завершился фестиваль «Окно в Европу». Пять призов у картины Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», награда за актёрский ансамбль «Девушке с косой», «Лавстори» Петра Тодоровского объявлена лучшим дебютом, а юного актёра Олега Чугунова отметили дипломом за главную роль в фильме «Ничей». Всё бы ничего, если бы не «Бабушка легкого поведения», которую зрители предпочли множеству хороших и даже великолепных конкурсных работ. Можно много говорить о внутреннем фестивальном диссонансе и причудливых вкусах публики, но факт остаётся фактом: людям желанней смеяться над персонажем Александра Реввы, чем подстраиваться, например, под необычный для себя юмор «Девушки с косой». Впрочем, не будем о грустном, а вернёмся к кино. И начнём мы с лучших, на наш взгляд, работ, представленных в рамках конкурса неигровых лент.
фото: Макс Милиан
«Велком ту Пирамида»Ивана Твердовского – блистательное ироничное высказывание о трёх мужчинах, обитающих и работающих в законсервированном шахтёрском городке Пирамида на острове Шпицберген. Эта троица пытается воплотить в реальность мечту о крупном центре арктического туризма. Для этого они следят за исправностью всей инфраструктуры посёлка и стараются привлечь туристов всяческими способами, но ни одна группа отдыхающих экстремалов не удосуживается остановиться в этих красивых заснеженных краях. Их даже не привлекает одинокий песец, постоянно попадающий в кадр, словно он главный герой, хотя на самом деле является квинтэссенцией всего того, что происходит на экране (понятно почему). Вот за этого песца фильм и наградили на фестивале дипломом.
«Быть всем... 100 лет Фёдору Хитруку» Дмитрия Золотова рассказывает о судьбе и творческом пути гениального мультипликатора, которого зрители любят за «Винни Пуха», «Каникулы Бонифация» и другие шедевры. Картина построена в формате смен, что отсылает к его незабываемому «Фильму, фильму, фильму». В кадре – Михаил Алдашин, Александр Петров, Михаил Тумеля и другие ученики мастера, а само кино получилось весьма познавательное и по-настоящему трепетное по отношению к главному герою, родившемуся в год Октября, прошедшему Великую Отечественную войну и оставившему неизгладимый светлый след в культуре.
Ещё одной примечательной работой является «Сельский киномеханик» Александра Калашникова, посвящённый сельскому кино, а точнее, его умиранию. Для накала драматизма режиссёром была выбрана таёжная деревня, в которой живут потомки старообрядцев-раскольников, бежавших от гонений в конце 19 века. Ради этих людей киномеханик задумал возродить показы на большом экране. Подготовка отняла много нервов и времени, но, в результате, никто не пришёл. Впрочем, подобное происходит не только в сёлах и деревнях, но и в небольших городах в провинции. Опять же люди охотней пойдут на Ревву, чем на советское кино эпохи перестройки, пусть и посвящённое тайге.
«Эрьзя» Андрея Новоселова представляет собой биографическую поэму о гениальном скульпторе Степане Эрьзе, которого немногие знают на родине, но возвели в культовый статус в Аргентине, где он творил более двадцати лет. По части поэтического киноязыка, завораживающего видеоряда и живого рассказа о человеке картине Новоселова проигрывают и эссе Светланы Черниковой «Писатель о писателе. Прилепин и Леонов», и портрет Олеси Фокиной«Дорога жизни Валерия Панюшкина». В первом случае не хватает более широкого взгляда на творчество классика советской литературы Леонида Леонова, а в фильме Фокиной происходит чрезмерно близкое знакомство с Панюшкиным, несмотря на то, что сам он себя не считает героем.
А завершим мы наш рассказ о неигровом кино лентой Андрея Ананина «Дым отечества», вызывающей при просмотре неоднозначные впечатления. С одной стороны перед нами люди, пережившие 90-е и отстраивающие свою жизнь заново вдали от больших городов. А с другой – сценой умерщвления свиньи автор фильма заронил сомнения в том, что эти люди изменились и перевоспитались. Вполне вероятно, что они так и остались бандитами-убийцами и попросту скрываются от врагов и возмездия за словом божьим и таёжными лесами.
фото: Макс Милиан
Ключевыми темами фестиваля в этом году стали семейные ценности и поиски утраченного (счастья, смысла, времени и далее по списку), что, по мнению некоторых кинокритиков, говорит о желании уйти от реальности. И это неоднократно подтверждали конкурсные игровые работы. В прошлый раз мы вам рассказывали о картинах «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и «Ничей», в которых чётко прослеживалось исследование внутрисемейных отношений.
Отчасти про семью проговаривается речитативом и в полнометражном режиссёрском дебюте актрисы Ольги Поповой «Девушка с косой». Дом, в который стремится попасть Полина Ауг с настоящей косой (подразумевается Смерть), сам по себе является одной большой семьёй, в которой напрочь позабыли о дружбе и любви из-за предновогодних гонок за зелёным горошком (сразу вспоминаются «Ёлки»). Одновременно с тем, картину можно считать в определённом смысле ответом на «Моего парня - Ангела» Веры Сторожевой, которая в данном случае, кстати, выступает в качестве продюсера. В фильме нашлось место и чёрному юмору, и слэпстику, и самоиронии, но главная его заслуга заключается в блистательном актёрском ансамбле (Добронравовы, Урсуляк, Мингазетдинова, Гаас, Обласов), что и отметило жюри во главе с Рустамом Ибрагимбековым.
Поискам же утраченного посвящены «Хармс» Ивана Болотникова и «Лавстори» Петра Тодоровского. Что касается «Хармса», то с ним всё понятно: «Чиж», «Ёж», ОБЭРИУ и само творчество Даниила Ивановича являются частью утерянной культуры. А романтическое роуд-муви Тодоровского закручено вокруг подзабытой первой любви таксиста и неудачливого актёра Севы Горелова (Александр Петров) и эффектной избалованной содержанки Маши Соколовой (Вильма Кутавичюте). Казалось бы, любовь прошла, завяли помидоры, но стоило этим двоим встретиться, как чувства проснулись, и давно утраченное вновь обрело цвет и свет. Режиссёр построил свою дебютную работу в форме псевдо-документального кино с обязательными интервью и неудобными вопросами, которое по духу напоминает «Привычку жениться» с Алеком Болдуином и Ким Бэсингер. Картина оставляет после себя приятное послевкусие из-за иронично поданного зрителю материала и приятной актёрской игры дуэта Петров-Кутавичюте.
Остальные две художественные картины, попавшиеся на нашем пути, к сожалению, немного подпортили общее впечатление от смотра. И, как ни странно, речь в первую очередь о заключительной части трилогии Александра Карпиловского «Частное пионерское». Казалось бы, персонажи те же, дух времени не потерян, но абсолютно утрачена лёгкость подачи материала, да и характеры персонажей словно застряли в тисках первого фильма, растеряв все пути своего роста и развития. Есть, конечно, пара смешных моментов, но они слишком сильно похожи на образцы советского кинематографа.
Неудачным во многих смыслах является и фильм закрытия «Сын», снятый Славой Россом. Идея картины выросла из новостей и сообщений о том, как в Европе социальные службы отбирают детей у русских матерей. Животрепещущая тема подана режиссёром сухо и пресно, несмотря на все таланты Марии Мироновой, сыгравшей мать, которую в Финляндии лишили родительских прав из-за анонимного доноса. Более двух часов нам безынтересно пытаются поведать о трагической судьбе серых людей, а зритель лишь пожимает плечами, недоумевая, куда делась интрига. Картину не спасают ни Дина Корзун, ни Юозас Будрайтис, ни Андрей Мерзликин. Что печально, киноверсия мало чем отличается от телевизионной.
фото: Макс Милиан
Фильмов было много и разных. За время фестиваля можно было посмотреть слэшер Константина Шелепова «Цензор», чёрную комедию Фёдора Константиновича «Добрый вечер», документальную ленту Анны Моисеенко «Песни Абдула», комедию Романа Светлова «Парень из Голливуда», sci-fi Станиславса Токаловса «То, что никто не видит» и многие другие. Кроме того, можно было посетить мастер-классы Карена Шахназарова, Вадима Абдрашитова и Дмитрия Быкова, а церемонию закрытия посетил знаменитый режиссёр Александр Сокуров, чья именная звезда появится на Выборгской Аллее звёзд в следующем году. Программа в целом была интересной и насыщенной, а это значит, что кино всё ещё живо и оставляет повод для дискуссий и размышлений. И не забывайте, песец – это всего лишь животное...
***
Итоги XXV Фестиваля российского кино «Окно в Европу»
Конкурс анимационного кино
фото: Макс Милиан
Главный приз «За поэтичность и мастерское владение языком восточной культуры» – «Рыбы, пловцы, корабли» Андрея Кулева и Дмитрия Геллера
Специальный приз «За понимание страхов детской души» – «Бирюк» Полины Фёдоровой
Диплом «За первый твёрдый шаг в сторону своего «шкафчика» – режиссёр Дарья Зимина («Шкафчик»)
Диплом «За высокий творческий профессиональный уровень» – программа авторских фильмов для детей (киностудия «Союзмультфильм»)
Приз Медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов России «За сценарий» – Алексей Бородачёв («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», «Жили-были»)
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков - «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
Кроме того, стали известны победители конкурса «Окно в интернет», проходившего в рамках смотра. Лучшей работой по мнению жюри стала драма Натальи Назаровой «Светлячок». Лидером открытого зрительского голосования стал проект творческого объединения из Владивостока «KinoPALm pictures» «Кнут и пряник» (режиссёр – Алексей Кижинский), он же лучший игровой фильм. Лучшей неигровой признана стала картина Нияза Гарифуллина «Горячий лёд», лучшим мультфильмом – анимадок Марии Седяевой «Что я здесь делаю», а лучшим клипом – музыкальное видео группы «Звери» на песню «Корабли» (реж. Мари Ворожи).
обсуждение >>