Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Прошли показы первых конкурсных фильмов. «Судьба и мистический поиск» - такими словами можно объединить две вчерашние картины. Мнения критиков о фильмах разделились, но, по нашему мнению, счет 1:0 в пользу дебютантов. Хотя зрителей на «Пропавшего без вести» пришло существенно меньше, чем на «Золотое сечение».

Фильм Анны Фенченко «Пропавший без вести» - иносказательная абсурдная история, по настроению напоминающая серебренниковский «Юрьев день» и шахназаровский «Город Зеро». Мужчина проживает где-то в гипотетической обветшалой провинции, но ведет вполне интеллигентный образ жизни. Мир вокруг него существует на границе реального с иррациональным, город предельно неухожен, общение с людьми сумбурно, каждое сказанное слово «ни о чем». На свое «крайнее» местоположение в реальности герой не обращает внимания до поры до времени, пока не делает случайный шаг за грань рационального мира и становится участником какого-то бессмысленного движения не по собственной воле.
Кафкианская действительность, в которой оказывается герой, в которой все мы так или иначе живем, не дает ответа на вопросы и не выпускает из своих лап. Именно эта тягучая атмосфера была в «Городе Зеро», где герой тоже пытался осмыслить ее и вырваться, а она стремилась его перемолоть и встроить в себя. Однако нынешнего героя в исполнении актера Андрея Филиппака отличает именно бездеятельность и безынициативность, которая не дает ему возможности выкарабкаться до тех пор, пока он сам не задаст себе риторический вопрос: «Кто я и чего хочу?». Фильм заканчивается цитатой из Франца Кафки.

Критики разошлись в оценках фильма, на пресс-конференции задавали много сложных вопросов, связанных с идентификацией реальности и героя. Вопросы поначалу поставили в тупик режиссера, которая не была готова облекать в слова собственные ощущения. К счастью, другие критики выступили в защиту фильма и сами ответили на поставленные коллегами вопросы.
Вы показываете определенный город, определенное время. Герой совершает поступки, которые могут существовать в реальности, то есть вы задаете определенные законы, а потом делаете смещение. Происходит некое отчуждение зрителя от героя. В какой реальности, по-вашему, должно происходить действие, и как она должна отождествляться с нашей реальностью?
Фенченко: В фильме есть условная реальность и элементы самодраматургии, которые близки Кафке. Но это не в полной мере Кафка, сценарий был написан не по мотивам.
Зачем вы так долго разжевываете финал с последующим вынесением из Кафки?
Фенченко: Я действовала по своей интуиции, стремилась передать при помощи этого какие-то ощущения, и мне не кажется, что цитата из Кафки такая однозначная, наоборот, она абсурдистская.

Мне, наоборот, очень важен сдвиг из обыденности в другую реальность. Человек оступился, каждый может оступиться и оказаться в таком положении. По-моему, это абсолютно российская картина. Но зачем нужна была цитата из Кафки? Может быть, это была спекуляция, поскольку фильм делался к Берлинскому фестивалю?
Сигле: Я тоже изначально был против цитаты из Кафки, я был за цитату из Путина. Но главное в кино – это режиссер, я думаю, что он имеет право делать, как хочет. Я считаю, что Анна имела право настоять на таком финале, и она выиграла в этом. Я несколько раз смотрел картину, и чем больше смотрю, тем больше влюбляюсь в героев, считаю, что кино очень умное.

Это история вне времени или о конкретном времени?
Сигле: Я пошутил насчет Путина, это история абсолютно вне времени и даже не российская, это история неумения людей встраиваться в общесоциальный конструктор мира, когда человек теряет принадлежность к обществу, выпадает и скользит куда-то. Я встречал таких людей и в Германии и в Америке, тех, которые потерялись и идут куда-то, сами не знают, куда.

Подписка о невыезде – название более привлекательное для людей. Почему его сменили?
Фенченко: Не было времени на оценку. Но для меня это совершенно противоположное название, оно не подходит к фильму. Человек, который дал подписку о невыезде, не должен пропадать. И все-таки самое главное, что в этой картине человек в финале находится на пороге обретения себя.

Екатерина Визгалова

***

Для себя я тему первого дня определил, как «мистика судьбы» или, если угодно, «превратности судьбы».
Особенно мистична, а точнее, фантастична, в этом смысле картина Сергея Дебижева «Золотое сечение». Но, тем не менее, нельзя сказать, что его новая работа – явный фаворит в конкурсной программе. Скорее, наоборот, ее ожидает участь, постигшая в прошлом году последнюю картину Ивана Дыховичного.
Причина этих фестивальных превратностей в том, что «Золотое сечение», являясь пиром для глаз (как, например, работы другого Сергея - Овчарова), не настолько глубок по мысли, как кажется на первый взгляд.
Перед нами мелодрама в чистом виде. Не философское размышление о судьбе человека, поиске истины или особенностях времени и пространства, а именно мелодраматический сюжет, пусть и вычурный. Для украшения взята типичная для Голливуда тема путешествия во времени и его изменения в лучшую сторону («Назад в будущее», «Замечательная поездка»), а в качестве десерта в нем присутствует замечательная Ксения Раппопорт. Плюс ко всему нам показывают в очередной раз пьяного Михаила Ефремова, которого повесили под потолком на косе, а Алексей Серебряков высасывает яд из бедра Раппопорт.
Это из того, что вспоминается сразу после просмотра. Остальные же метания из стороны в сторону как-то уже подзабылись, оставив после себя смутное ощущение брошенности на произвол своей собственной зрительной памяти.
Что же касается фильма Анны Фенченко, открывшей основной конкурс, то он также не привносит ничего нового в мир, где правит Франц Кафка. Все эти кафкианские мотивы уже не раз и не два использованы до такой степени, что скоро обретут дурной вкус. Посему я не буду останавливаться на данной картине, тем более что моя коллега более основательно поведала вам о ней.
Помимо пресс-конференций, посвященных конкурсным картинам, состоялась встреча с Динарой Друкаровой, представлявшей съемочную группу фильма «Генсбур. Любовь хулигана». Более подробно на нем не имеет смысла останавливаться, потому как я пропустил премьерный показ, но всем журналистам было интересно, насколько Друкарова состоялась как актриса за рубежом. Ведь она уехала десять лет назад во Францию и с тех пор не снималась в отечественном кино. По признанию актрисы, ей поначалу было очень тяжело, но теперь, после «Генсбура» и «Парижа...», все намного проще.
Кстати, картину про Генсбура уже можно посмотреть сейчас в прокате, так что не упустите эту возможность.

Макс Милиан

Афиша кино >>

фильм ужасов
Италия, 1977
мелодрама
Россия, 2024
триллер
США, 2025
боевик, комедия
Великобритания, США, 2024
комедия, приключения
Великобритания, Канада, США, Украина, Япония, 2024
драма, экранизация
Ирландия, Бельгия, США, 2024
мистика, фильм ужасов
Италия, 2023
триллер
Испания, США, Чили, 2024
драма, музыкальный фильм
Канада, 2023
драма, триллер, фильм ужасов
США, 2025
драма, мелодрама, научная фантастика
Япония, 2025
драма, триллер
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен