Всего 25 лет назад самым доступным развлечением для граждан являлся поход в кино, ведь формы проведения досуга были довольно незатейливы – танцплощадка, коллективный «выезд на природу», в особо торжественных случаях - ресторан. Загадочное слово «интернет» в те времена никто и не слышал, а телевидению отводилась роль мощного средства идеологического воздействия, что никак не могло повысить его шансы в конкурентной борьбе с кинопрокатом. Сейчас кинематограф перестал быть единственной доступной отдушиной, выбор развлечений ограничен лишь наличием свободного времени и состоянием кошелька. Конечно, глобальный кризис существенно опустошил эти самые кошельки, и больно ударил по всем отраслям экономики. В сводном хоре стенающих по столь нерадостному поводу отчетливо различим голос кинематографистов – «господдержки у кино практически нет», «прокат сократил закупки фильмов», «падение зрительского потока»…
Но мир не перевернулся. Живем дальше. Теперь мы знаем точно – быстро ничего не произойдет, времена «Девчат» и «Бриллиантовой руки» уже не вернуть. Мы понимаем - нам меньше всего угрожает появление лавины фильмов, на которые можно попасть, только преодолевая заградительные кордоны. А упертым любителям вечерних посиделок у телевизора и того хуже, им предстоит делать выбор из «невыбираемого» по определению, поскольку грядет существенное снижение рынка телесериалов. На смену «Ликвидации» придут малобюджетные сериалы, с простеньким сюжетом и малоизвестными актерами. Столь любимых прекрасной половиной человечества премьер мелодрам на РТР будет числом поменьше и «ценою подешевле», что, конечно, печально, но… самая душераздирающая мелодрама – наша повседневность, не так ли?
На мой взгляд, кризис в кино похож на таинственный «гламур»: большинство мирных граждан его не видели, что это такое – понимают приблизительно, но о нем все говорят и никто не знает, чем всё это кончится. Казалось бы, экономический кризис не должен существенно повлиять на кинопрокат, ведь многие граждане вынуждены отказаться от дорогостоящих развлечений именно в пользу доступных походов в кино. Да и лозунг «Хлеба и зрелищ!» не потерял своей актуальности со времен римской империи… В США, кстати, финансовый кризис даже повысил посещаемость кинотеатров. Невольно вспоминается культовый «Брат» - «Вот скажи мне, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего?.. Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней.» И ведь прав Данила Багров, прав! Ни высокие бюджеты блокбастеров, ни гигантомания эпических полотен, ни инфернальность хорроров и прочих триллеров не способны привлечь зрителя, обалдевшего от неврозов и хронической нестабильности, если нет в картине самой невероятной правды, правды – о нем самом. Это совсем не значит, что кино должно пробавляться рассказыванием будничных историй, отнюдь нет. Между «расскажи мне» и «поговори со мной» - не просто семантическая разница, разница именно в отношении к нам, к зрителям. Нам нужны не только занимательные сюжеты, но ещё и такой элемент хорошего кино, как герой, с которым идентифицируется зритель. В героях постоянная нужда, но, тем не менее, каждое время всё-таки имело своего героя. Было время Алексея Баталова, время Владимира Высоцкого, время Олега Янковского. А вот у «нулевых» годов героя нет, наше российское кино в поиске. А пока оно ищет, выросли поколения, которые не знают наших актеров. Вот Брэда Питта и Анджелину Джоли знают, а про существование «наших» узнают либо после сериалов, либо после какой-нибудь уж очень нашумевшей премьеры. Узнали – и забыли. Кстати, нельзя не признать, что проект Первого канала «Ледниковый период» на какое-то время тоже привлек внимание к отечественным служителям Мельпомены и Талии. Увы, только на время…
Наверное, мало кто помнит, что в 30-х годах прошлого века был такой прокурор - Андрей Януарьевич Вышинский. На показательных процессах над врагами народа он доказывал, что именно в них причина всех неудач: ведь СССР – богатая страна, в которой есть и плодородные земли, и природные ресурсы, и трудовой энтузиазм масс тоже имеется. Так чем же объяснить неистребимый дефицит, как не происками «врагов народа» всех мастей?
Казалось бы, что общего между проблемами российского кинематографа и прокурором Вышинским? Конечно, ничего! Так, смутные ассоциации…
|