Создатель фильма "Лесная песня. Мавка" Юрий Ильенко един в трех лицах: он и сценарист, и режиссер, и оператор. Экранизация драмы-феерии Леси Украинки могла, наверное, стать почти эталоном "авторского кинематографа". Не стала... Почему? Ведь после нескольких попыток освоить новые жанрово-тематические пласты Юрий Ильенко возвратился здесь к тому, с чего, собственно, начал. К мифу, преданию, легенде.
Что это - начало с "белого листа"? Желание, пройдя прежний путь, обнаружить упущенное, не замеченное когда-то? Быть может... Но странное дело - в своих первых фильмах Юрий Ильенко сумел добиться гармонии формы и содержания, а в "Лесной песне", похоже, и не стремился к этому. Только так, видимо, объясняется явный перекос в, казалось бы, волшебной феерии. Вместо воздушно-переменчивой Мавки на экране - тяжеловато-рельефная, подчеркнуто материальная героиня. А чарующие переливы ее бездонных глаз уступили навязчивой демонстрации смелых вязанных одежд, выдержанных в стиле "ретро"...
Правда, авторы фильма пытаются "сыграть" за актеров операторскими приемами - круговыми панорамами, использованием широкоугольной оптики, ручной камеры. С каждым кадром красота в картине все больше и глубже "засасывается" красивостью. Так импозантная внешность Бориса Хмельницкого, одетого в огненно-красные одежды, кажется взятой "из другой оперы" и плохо стыкуется с настоящим огнем, вспыхивающим на экране. А талантливый актер Иван Миколайчук запоминается, пожалуй, лишь роскошными мехами шубы и шапки...
Бесспорно, передать зыбкость, ирреальность лесных духов в игровом кино сложно. Куда проще представить себе "Лесную песню", к примеру, в анимации, с ее неограниченными возможностями образной трансформации. Но в прежних работах Юрий Ильенко не раз доказывал, что ему под силу самые трудные задачи.
Здесь же создается впечатление исчерпанности творческого метода. Причем речь идет не о топтании на месте, но о значительном шаге назад от уровня, с которого начиналась биография режиссера в искусстве. Отсюда возникает парадокс - картина, где каждый кадр буквально кричит о талантливости автора, оказалась неудачей.
Конечно, и здесь можно говорить о своеобразном звукоряде, о впечатляющей силе отдельных символов. Но частные удачи не меняют главного – претенциозной красивости, псевдопоэтичности фильма, наполненного многозначительными длиннотами.
Фильм - узор. Фильм - вышивка, где порой теряется чувство меры и вкуса.
Фильм, где чувства словно застыли в ледяном зеркале экрана...
Александр Федоров
обсуждение >>