Бродячие сюжеты городского фольклора на редкость жизнестойки: обрастая новыми легендарными подробностями, они из года в год становятся все красочнее и эффектнее. Их незамысловатая интрига, прошедшая строгий отбор в "самых широких слоях населения", издавна используется кинематографом для создания зрелищных фильмов. Талантливые комедиографы Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов с секретами успеха уже давно на "ты". В их совместных работах уже обрели "киноплоть" легенда о бескорыстном похитителе автомобилей, притча о благородных "стариках-разбойниках", сказка о Золушке, служащей начальницей в конторе и т.п. Простота и бесхитростность подобных историй таит немало подводных рифов. Ибо фабульный ряд, лишенный жизненного дыхания, не может сам по себе стать произведением искусства. К счастью, Э.Рязанов способен увлечь зрителей, готовых сострадать и сопереживать, смеяться и печалиться... ...Человек случайно отстал от поезда и на вокзале встретил свою любовь. По "мотивам" этой фразы можно снять все, что угодно,- сентиментальную мелодраму, психологическую драму, веселую комедию положений, мюзикл... Эльдар Рязанов создает ни то, ни другое, ни третье, а нечто синтетическое. За внешней динамикой вокзальной жизни, с ее прибытиями и отъездами, свистками дежурных и криками лотошников, бойкими официантками и лениво-вальяжными музыкантами ресторанного оркестра проступают характеры людей, их порой нелегкие судьбы, а ирония и сатирические уколы сменяются грустной нотой мерцающих огней ушедшего поезда или последнего ночного автобуса...
Главные актерские удачи фильма - работы Людмилы Гурченко, Олега Басилашвили и Никиты Михалкова. Каждый из них ведет свою партию, по истине купаясь в возможностях своей роли, будь то привокзальная официантка с несложившейся личной жизнью, проезжий музыкант или напористый хам.
Александр Федоров
обсуждение >>