...Конец Х1Х века. Российская империя. Красавице графине Прозоровой (Амалия Мордвинова) каждую ночь снятся навязчивые сны: будто она вовсе никакая не графиня, а посудомойка в столовой №9 в Москве 90-х годов ХХ века. Этот фантастический прием позволяет режиссерам фильма "Сны" в жанре сатирической комедии показать нелепости и глупости "постперестроечного" образа жизни в России. И здесь авторы в духе модной ныне разоблачительной публицистики высмеивают провинциализм и глупость русских правителей ,главной целью которых стали западные кредиты, идиотизм эпигонского шоу-бизнеса и т.д. Короче, то, что из конца Х1Х века кажется навязчивым бредом, в конце ХХ стало ,увы, опостылевшей реальностью для большинства россиян. В снах графини Прозоровой ее благородный супруг (Олег Басилашвили) постоянно меняет профессии. Он и режиссер конъюнктурного фильма, и торговец порнофото, и сутенер, и рок-певец, и ведущий конкурса "Мисс Бюст"... Некоторые сцены фильма, в самом деле, вызывают улыбку, но в целом на протяжении всего действия не покидает ощущение вторичности сатиры "Снов". Процесс кинопроизводства - дело, как известно, достаточно длительное, и пока писался сценарий фильма, и шли съемки, казавшиеся прежде свежими сатирические уколы потеряли свою новизну: ежедневная пресса превратила их в расхожие клише...
Кроме того, "Сны", как мне кажется, лишены сценарной цельности лучших фильмов Шахназарова /"Курьер", "Город Зеро"/. Композиционная рыхлость, необязательность присутствия тех или иных сцен, превращают "Сны" в подобие телеинформационного калейдоскопа. По настоящему ярких актерских работ я в "Снах" тоже не увидел.
Зато музыка Анатолия Кролла , написанная ala Эннио Морриконе , мелодична и трогательна. Если бы в России существовала устойчивая традиция выпуска компакт дисков саунд-треков отечественных фильмов, я бы непременно купил себе запись этой музыки сновидений...
Александр Федоров
обсуждение >>