Не на последнем дыхании
По водной глади курсирует корабль Социализм. Пара собирается в путешествие. На букинистическом развале кипой лежат старинные книги, где особенно выделяются
Достоевский и
Солженицын. Один из покупателей, удерживая в руке
«Архипелаг ГУЛАГ», роется в смартфоне в поисках биографии Солженицына. Еще одна пара выясняет отношения дома, обнаженные, раздетые до смысла, разъятые на фрагменты - как те, из которых 83-летний
Жан-Люк Годар, священное чудовище кинематографа, живой классик, представитель давно погасшей «новой волны», собирает картины.
За кадром звучат цитаты писателей и философов в диапазоне от
Федерико Гарсиа Лорки до
Жака Эллюля - о войне, о роли государства, о свободе, - мужчина, сидя на унитазе в позе роденовского
«Мыслителя», рассуждает, что все, суть, дерьмо, кадры хроники монтируются с фрагментами старых фильмов, а те - с «шумящими» сценами XXI века, вода в фонтанчике и в раковине окрашивается кровью. За этим водоворотом человеческой жизни наблюдает бессловесный, но преданный пес (собака самого Годара), который должен помочь паре наладить совместное существование.
В октябре
Дэвид Финчер представил
«Исчезнувшую» - триллер про искаженные представлением о счастье и внешними влияниями человеческие отношения, который можно рассматривать как человеческую драму глазами кота (пушистый рыжий домосед не просто гуляет сам по себе, а демонстративно выступает антиподом страстям хозяев - не уживающихся мужа и жены).
«Прощай, речь 3D», показанная раньше - на последнем Каннском кинофестивале и принесшая, будто в насмешку,
Годару напополам с
Ксавье Доланом Приз жюри, - рассказывает о людских конфликтах, новом дыхании и хищных вещах цивилизации глазами собаки. Взгляд любящий, преданный, но снабженный ироничной и критической годаровской оптикой.
Саркастические сцены с поиском Солженицына в google или размышлениями на унитазе сменяются кадрами беспечно блуждающей на природе собаки, колеблющимися цветами в 3D, поэтичным соседством двух рук на стержнях изгороди. Глобальный сюжет «парень встречает девушку» исчерпывается этой сценой. Если рассуждать о Годаре в рамках стандартных сюжетных паттернов, то «Речь» - это долгий, требующий больше рефлексии, чем слов, период «и жили они долго и счастливо». Подвох в том, что француз шаблоны взрывает, а сюжетные нити рвет и переплетает, дополняя обширными аналогиями, расширяя кинематографическое пространство за счет всех доступных технологий. Мужчина и женщина сходятся и расходятся на протяжении одной сцены, кадр раздваивается - и вот уже на один глаз зрителю проецируется происходящее с ней, а на другой - с ним.
«Прощай, речь» - семидесятиминутное эссе, напоминающее не просто плотный поток цитат, высказываний и образов, а ларец с чужими сновидениями, с виртуозным использованием 3D, демонстративной небрежностью в монтаже изображения и звука, среди которых вдруг обнаруживаются по-настоящему виртуозные постановочные сцены. Наблюдая калейдоскоп сцен и мыслей очередной картины Жана-Люка Годара (вместе с короткометражными фильмами их уже больше сотни), можно ошибочно принять происходящее за режиссерское старение, хотя на самом деле француз в этом смысле моложе иных молодых, наглее, бодрее и чутче. Он по-прежнему проверяет зрителя на прочность, меняется, осваивает новые технологии (которые для него не цель и даже не средство, а всего лишь рабочий инструмент), пробует границы кинематографа на прочность, но остается верен себе. Остается современным кинематографистом, по собственным словам, потому что еще жив. И даст умереть другим.
«Прощай, речь» в прокате с 6 ноября.
обсуждение >>