В субботу завершился 61-й Берлинский кинофестиваль. Жюри во главе с
Изабеллой Росселлини присудило главный приз, «Золотого медведя» иранской картине «
Надер и Симин: Развод». Эта же картина получила «Серебряных медведей» за лучшие мужскую и женскую роли. Такая убедительная победа заставила многих критиков вновь заговорить о подзабытой «новой иранской волне» в кинематографе. Но возможно, на решение повлияла трагедия, произошедшая с одним из ярчайших ее представителей – кинорежиссер
Джафар Панахи за пропаганду против официальной власти был приговорен к 6 годам лишения свободы и 20 годам изоляции, в течение которых ему будет запрещено выезжать из страны, снимать кино и общаться с прессой. Панахи в этом году должен был стать одним из членов жюри Берлинале-2011. Фестиваль во главе с директором Дитером Косликом открыто осудил решение иранского правительства. На церемонии открытия и перед финальным награждением победителей на сцену демонстративно выносили пустой стул с именем опального режиссера. А постановщик фильма-победителя Асгар Фаради заявил: «Разумеется, этот приз много значит для меня. Но самое главное это то, что сейчас его смогут увидеть еще больше людей. Я никакой не герой, я просто делаю фильмы. Но, если мое кино поможет Джафару обрести свободу, это будет лучшей наградой для меня».
«Надер и Симин: Развод» – фильм, в котором политическая проблематика осталась на периферии сюжета. Это драматическая история семейной пары, пытающейся развестись. Однако герои не в силах справиться с навалившимися проблемами, как юридическими, так и экзистенциальными.
Гран-при жюри получила картина венгерского классика
Белы Тарра «
Туринская лошадь» – тоже один из безусловных фаворитов конкурса. Режиссер поднялся на сцену, молча принял награду и тут же вернулся на свое место. Заговорил Тарра уже на пресс-конференции. 55-летний режиссер заявил, что этот фильм станет его последней работой в кино, так как он, наконец, сказал все, что хотел сказать, и смысла оставаться в профессии он не видит.
Действие «Туринской лошади» разворачивается в 1889 году. Фридрих Ницше останавливает возницу, избивавшего плетью строптивую лошадь. Великий философ затем сошел с ума, а лошадь долго и мучительно умирает в доме полупарализованного извозчика и его дочери.
Приз за лучшую режиссуру получил
Ульрих Кёлер. Героем его фильма «
Сонная болезнь» стал немец, который уже 20 лет путешествует по африканским странам.
Статуэтку за лучший сценарий взяли
Джошуа Марстон и Андамион Муратай – американо-албанский фильм «
Прощение крови».
Премию за выдающиеся достижения в работе оператора, монтажера, композитора, костюмера или художника-постановщика получили
Войцех Старон и Барбара Энрикез – оператор и художник-постановщик фильма «
Приз».
Приз имени Альфреда Бауэра, который вручается за новаторство киноязыка, получила картина «
Кто, если не мы», поднимающая тему терроризма в Западной Германии в 1960-х годах.
Лучшей короткометражной лентой предсказуемо стала «
Ночная рыбалка»
Чхан-Ук Пака, снятая на IPhone.
Приз зрительских симпатий достался фильму «
Даже дождь» с
Гаэлем Гарсиа Берналем в главной роли.
Представленная в конкурсе российская картина «
В субботу»
Александра Миндадзе осталась без наград.
обсуждение >>