К 125-летию Михаила Булгакова
15 мая (по старому стилю -
3 мая)
1891 года родился выдающийся русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр
Михаил Афанасьевич Булгаков, подаривший благодарным читателям
«Мастера и Маргариту» и другие классические произведения.
Кино-Театр.Ру в честь
125-летия
Булгакова предлагает вам ознакомиться с экранизациями его бессмертных творений, коих за историю кино набралось уже более полутора десятков наименований.
«Бег»
Пьесу о Гражданской войне
Булгаков написал в 1926-27 годах, но опубликована она была лишь в 1962-м. Спустя
6 лет к ней обратился югославский кинорежиссёр
Здравко Шотра, пригласив в свой телефильм, ставший первой экранизацией булгаковских произведений,
Неду Спасоевич,
Стево Жигона и других популярных у себя на родине актёров. Лишь через
2 года к
Булгакову обратились и в СССР -
Александр Алов и
Владимир Наумов сняли свою версию
«Бега» с безупречным актёрским составом (
Савельева,
Баталов,
Ульянов,
Дворжецкий,
Евстигнеев и другие мэтры). В 1971 году картина принимала участие в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, но осталась без наград. В том же году французы поставили ещё один телефильм на основе вышеназванной пьесы. Режиссёрское кресло ленты занял никому неизвестный
Филипп Жулиа, да и актёрский состав тоже не блистал известными именами. Кроме того, «Бег» неоднократно ставили на театральной сцене. Впервые его пытались поставить ещё при жизни писателя во
МХАТе в 1928 году, но дальше репетиций дело не зашло. Лишь в 1957-м состоялся первый спектакль - в
Сталинградском театре, после чего пьеса шла на сценах
Театра имени Маяковского,
«Табакерки»,
Театра имени Вахтангова и многих других.
«Белая гвардия»
Свой первый роман
Михаил Афанасьевич написал в 1922-1924 годах, после чего в 1925-м адаптировал его для театральной сцены под названием
«Дни Турбиных». Спустя год пьесу поставили во МХАТе под руководством самого
Константина Станиславского, и постановка продержалась (с перерывами) до 1941 года. Позднее роман переносили на театральные подмостки
Татьяна Доронина,
Сергей Женовач и
Павел Хомский. Первую экранизацию романа осуществил в 1976 году великолепный
Владимир Басов, взяв за основу
«Дни Турбиных». В его
3-серийной картине сыграли
Андрей Мягков,
Андрей Ростоцкий,
Валентина Титова,
Василий Лановой,
Пётр Щербаков и другие мастера, включая самого
Басова. Следующая экранизация романа появилась лишь недавно, в 2012-м, благодаря режиссёру
Сергею Снежкину, который собрал в своём сериале
«Белая гвардия» звёзд российского кино (
Хабенский,
Пореченков,
Вдовиченков,
Раппопорт,
Кутепова,
Стычкин,
Бондарчук,
Вилкова и другие). Работу
Снежкина наградили «Золотым орлом» в номинации «Лучший минисериал», а картина Басова до сих пор любима зрителями.
«Записки юного врача»
Цикл автобиографических рассказов Булгакова, в который вошли
«Полотенце с петухом»,
«Стальное горло»,
«Крещение поворотом»,
«Вьюга»,
«Тьма египетская»,
«Пропавший глаз» и
«Звёздная сыпь», впервые был опубликован в 1925—1926 годах в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама». Схожий с
«Записками» по тематике
«Морфий» был опубликован в журнале «Медицинский работник» в 1927 году, но большинство исследователей отрицает его принадлежность к циклу. В 1991-м к данному циклу обратился малоизвестный режиссёр
Михаил Якжен, а Бомгарда и Полякова сыграли
Андрей Никитинских и
Александр Маслов. Позднее, а именно в 2008-м,
«Записки» перенёс на экран культовый режиссёр
Алексей Балабанов, назвав свою картину
«Морфий» и пригласив на главные роли
Леонида Бичевина,
Ингеборгу Дапкунайте и
Андрея Панина. Последней на сегодняшний день экранизацией цикла является
британский мини-сериал 2012 года с
Дэниэлом Рэдклиффом и
Джоном Хэммом. Кроме того, в театре
«Et Cetera» уже
10 лет идёт спектакль
Владимира Панкова, основанный на
«Морфии».
«Мастер и Маргарита»
Культовый мистический роман, благодаря которому мы знаем, что
«рукописи не горят», а людей испортил квартирный вопрос, был написан в период с 1929-го по 1940-й год и опубликован лишь спустя
2 десятилетия после смерти автора, в эпоху «оттепели». Первыми для большого экрана произведение адаптировали
Анджей Вайда (
«Пилат и другие») и
Александр Петрович (
«Мастер и Маргарита»). Знаменитый поляк сосредоточил своё внимание на взаимоотношениях Понтия Пилата и Иешуа, которых сыграли
Ян Кречмар и
Войцех Пшоняк, а у сербского режиссёра в образе Воланда предстал
Ален Кюни, Маргариту воплотила на экране
Мимси Фармер, а
Уго Тоньяцци стал Мастером. Спустя десятилетие, в 1988-м, польские кинематографисты вновь вернулись к популярному роману -
Мацей Войтышко снял
4-серийный
телефильм с
Анной Дымна в роли Маргариты. За
2 года до этого обратились впервые к теме и в советском кино, но опосредованно. В музыкальной картине
Владимира Васильева и Бориса Ермолаева «Фуэте» Екатерина Максимова играет балерину, мечтавшую сыграть в балете «Мастер и Маргарита». Дошло дело до киноадаптации и в Великобритании, где в 1991 году некий
Пол Брайерс поставил
«Инцидент в Иудее» с
Марком Райлэнсом-Иешуа и
Джоном Вудвайном-Пилатом. Лишь в 1994 году появилась первая полноценная адаптация в России, которую осуществил
Юрий Кара. В картине занято множество хороших актёров (
Анастасия Вертинская - Маргарита,
Виктор Раков - Мастер,
Валентин Гафт - Воланд), некоторые из которых потом перекочевали в сериал
Бортко. В 1997-м появилась и первая анимационная лента на заданную тему - на студии «Аргус»
Светлана Петрова и
Наталья Березовая создали короткометражный мультфильм
«Маргарита». В 2005-м были сняты сразу
2 версии: короткометражка венгерского режиссёра
Ибольи Фекете с
Сергеем Грековым (Воланд) и
Региной Мянник (Маргарита) и
сериал Владимира Бортко с
Александром Галибиным,
Анной Ковальчук,
Олегом Басилашвили и другими звёздами, завоевавший несколько призов («ТЭФИ-2006» за лучшую режиссуру, Специальный приз жюри МКФ Биарриц, призы в номинациях «Лучший телесериал» и «За лучшую женскую роль» на РКФ «Виват кино России»). Последней на данный момент киноадаптацией романа является израильская анимационная лента
«Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1», вышедшая в 2010 году. Кроме того, роман, несмотря на пресловутое проклятие, довлеющее над ним, неоднократно ставили на театральных площадках (
Театр на Таганке,
МХАТ имени Горького,
Театр Сатиры,
Театр имени Станиславского и многие другие).
«Роковые яйца»
Фантастическую повесть о расплодившихся из-за путаницы яиц змей и крокодилов Булгаков написал в 1924 году, а опубликована она была уже через год. В 1977-м её перенёс на телеэкран итальянец
Уго Грегоретти, но ту версию мало кто видел. В 1992-м вышел
телеспектакль Ольги Козновой с
Юрием Яковлевым в роли профессора Персикова, а спустя
3 года появилась
картина Сергея Ломкина с
Олегом Янковским,
Андреем Толубеевым,
Ниной Усатовой,
Гариком Сукачёвым и другими актёрами. Но самой лучше адаптацией
«Роковых яиц» считается мультфильм
«Хорошо забытое старое» Ефима Гамбурга, подарившего нам такие замечательные анимационные картины, как
«Ограбление по…» и
«Пёс в сапогах». Кроме того, повесть переносили не раз и на сцену. В частности, в 1990 году спектакль по ней поставил
Андрей Житинкин, а чуть ранее свою версию выпустил театр
«Сфера».
«Собачье сердце»
Классическая фантастическая повесть, написанная в 1925 году и опубликованная в 1987-м, впервые была перенесена на экран вездесущими итальянцами. В
картине Альберто Латтуады, вышедшей в 1976-м, профессора Преображенского сыграл
Макс фон Сюдов, доктора Борменталя -
Марио Адорф, Бобикова (т.е. Шарикова) -
Коки Понцони, а служанку Зину -
Элеонора Джорджи. Спустя
12 лет появилась и отечественная версия, снятая всё тем же
Владимиром Бортко, которую мгновенно разобрали на цитаты. В картине, получившей множество призов («Золотой экран» на Варшавском МКФ, Гран-при XII телефестиваля в Душанбе, «Приз Италии» XLI МТФ в Перудже, «Приз за режиссуру» 13 Международного кинофестиваля в Болгарии), блистали
Евгений Евстигнеев,
Борис Плотников,
Владимир Толоконников,
Нина Русланова,
Роман Карцев и
Анжелика Неволина. Немало и театральных постановок, основанных на повести, которые можно было увидеть, например, в
Театре имени Станиславского,
Театре на Малой Бронной и других.
«Театральный роман»
Кинематографическая судьба неоконченного романа
Михаила Афанасьевича «Записки покойника» (он же «Театральный роман»), над которым он работал в 1936-37 годах, началась с фильма
Александра Фенько «Красный остров», вышедшего в 1991-м. Главные роли в картине, получившей Приз жюри кинофестиваля «Литература и кино», исполнили
Александр Феклистов и
Андрей Болтнев, а основана она была не только на
«Театральном романе», но и на других булгаковских произведениях (
«Багровый остров»,
«Иван Васильевич»,
«Мольер» и
«Дьяволиада»). В следующем десятилетии, а именно в 2002-м, роман был адаптирован
Олегом Бабицким и
Юрием Гольдиным. В получившейся
экранизации сыграли
Игорь Ларин,
Максим Суханов,
Валерий Золотухин,
Эммануил Виторган,
Виктор Сухоруков,
Оксана Мысина и другие заметные актёры нашего времени. Лента была номинирована на премию «Золотой орёл», но осталась без награды. Кроме того, в 2000-м
Юрий Любимов поставил по роману
спектакль.
Другие экранизации
Помимо вышеназванных фильмов и множества спектаклей (в частности, несколько постановок
«Зойкиной квартиры») существует ещё несколько картин, поставленных по произведениям Булгакова. В 1973 году были созданы сразу
2 ленты, связанные с именем Михаила Афанасьевича.
Анатолий Эфрос поставил телеспектакль
«Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе
«Кабала святош», которую неоднократно ставили в отечественных театрах. Заглавную роль в картине исполнил Юрий Любимов, а компанию ему составили
Лев Круглый,
Александр Ширвиндт,
Леонид Броневой,
Лев Дуров,
Леонид Каневский и другие популярные актёры. Второй картиной, вышедшей в том же 73-м, является легендарная комедия
Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», основанная на булгаковской пьесе «Иван Васильевич», которая не нуждается в особом представлении. Последней же работой, связанной с
Булгаковым, является лента
Алексея Праздникова «История болезни», основанная на рассказе
«Красная корона» из сборника
«Заметки и миниатюры». Центральную роль здесь исполнил пресловутый
Александр Галибин.
обсуждение >>