Если продолжить разговор о различных фактических несоответствиях, имеющихся в современном телесериале
«Оттепель» Валерия Тодоровского по сравнению с реалиями показанной эпохи, то надо бы сказать вообще об отсутствии понятия «полка» в 1961 году, когда происходит действие этого сериала. Потому что ни один из фильмов, снятых во времена правления Никиты Хрущёва в 1953-1964 годы, не был запрещён и не отправился на пресловутую «полку».
Конечно, продолжали существовать всевозможные цензурные препоны - и даже произошло несколько скандалов, наиболее известные из которых связаны с пересъёмкой некоторых сцен в картинах
«Мир входящему» Александра Алова и
Владимира Наумова (кстати, самой первой именно «полочной» кинолентой уже брежневской поры стал их
«Скверный анекдот», запрещённый в 1966 году - и на целых 23 года!) и
«Застава Ильича» / «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева.
Но ещё раньше подверглись «идеологической кастрации» фильмы
«Тугой узел» Михаила Швейцера (переделанный вариант вышел под названием «Саша вступает в жизнь» и даже привлёк немалую аудиторию) и
«Жених с того света» Леонида Гайдая (был урезан до размеров среднеметражной картины). Следовало бы также упомянуть факт изъятия с экранов уже выпущенной в прокат сатирической комедии
«Человек ниоткуда» Эльдара Рязанова.
С другой стороны, имелись случаи весьма удачной пересъёмки находящихся в производстве лент. Например, режиссёра
Эдуарда Абалова, не справившегося с материалом, отстранили в 1961 году от работы над экранизацией рассказа «Иван»
Владимира Богомолова - и по рекомендации
Михаила Ромма был приглашён на постановку его ученик
Андрей Тарковский, который начал с того, что вместе с
Андреем Кончаловским существенно переписал сценарий
Михаила Папавы и заново снял всю ленту, получившую название
«Иваново детство».
Но тот же Тарковский оказался с
«Андреем Рублёвым» среди первых кинематографистов, чьи произведения действительно запретили в эпоху Леонида Брежнева, сместившего Никиту Хрущёва в середине октября 1964 года в результате «кремлёвского переворота». Кстати, весьма знаменательно, что сценарий этого фильма был напечатан весной 1964-го (ровно полвека назад!) в журнале «Искусство кино» параллельно с…
«Человеком из мрамора» польского автора
Александра Сцибор-Рыльского, реализованным
Анджеем Вайдой лишь 12 лет спустя. А вот «Андрея Рублёва» удалось, несмотря на протесты ряда историков-охранителей, запустить в подготовительный период 9 сентября того же года, буквально за месяц до отставки Хрущёва.
То есть формально можно отнести данную картину Андрея Тарковского к порождению периода «оттепели», вслед за которой опять начались «заморозки» - и киноленты вновь стали обильно запрещать или же существенно ограничивать по тиражу. Хотя 89 копий для
«Долгой счастливой жизни» Геннадия Шпаликова в прокате 1967 года - это всё равно больше в два с лишним раза, чем 43 копии для
«Долгой счастливой жизни» Бориса Хлебникова в 2013 году (а уж их посещаемость вообще несоизмерима - соответственно 1,5 млн. и 5,3 тыс. зрителей!). Так что неизвестно, что хуже: прежняя идеологическая цензура или нынешние экономические препоны.
обсуждение >>