КИНО-ТЕАТР.РУ

Лучшие враги человека

20 июля 2014

Кем пугают зрителей в современном кино


В прокат вышла «Планета обезьян: Революция» - вторая часть задуманной серии приквелов к классической «Планете обезьян» 1968 года. Конфликт людей с разумными приматами вряд ли входит в список насущных проблем человечества, но отлично вписывается в табель крупнобюджетных размышлений на тему общечеловеческих страхов. Ежегодно кинематографисты не забывают напомнить зрителям, какие опасности им грозят едва ли не каждый день, завернув очередную фобию в притягательную обертку летнего блокбастера. Мы решили напомнить вам о злейших врагах человечества.


Генетически модифицированные обезьяны

«Планета обезьян: Революция» (2014)
Вылупившаяся из романа французского писателя Пьера Буля кинофраншиза, обросшая перезапусками и приквелами, плодотворно эксплуатирует страх потерять звание «венца природы». Чересчур разумные обезьяны, порожденные гением земных ученых, возвращают людей к классической эволюционной борьбе, что пророчит человечеству отнюдь не ведущую роль в новом обществе (если не полное истребление). В зависимости от геополитической обстановки в обезьянах можно прочесть намек на любого врага цивилизации и порядка, склонного к диктату силы.



Взбушевавшийся искусственный интеллект

«Трансформеры: эпоха истребления» (2014)
Помимо классической угрозы из космоса, которая к четвертой части тетралогии Майкла Бэя утомила уже решительно всех, новые «Трансформеры» позаимствовали у научной фантастики сюжет о вышедшем из-под контроля искусственном интеллекте. Тема паранойи, гложущей суеверных пользователей смартфонов и компьютеров, в «Эпохе истребления» раскрыта крайне поверхностно, но пока беспочвенный страх перед гигантскими роботами, которые могут ослушаться приказа, никто не отменял.



Инопланетяне с иным мироощущением

«Грань будущего» (2014) / «Игра Эндера» (2013) / «Армагеддец» (2013) / «Гостья» (2013)
Вторжение гостей из далекого космоса нередко становилось синонимом экспансии, которую одни державы активно практиковали, а другие - неизбежно побаивались. В современном мире контакт с внеземным интеллектом связан с опасением, что они не такие, как мы (в «Гостье» и «Армагеддце» пришельцы рациональны и не понимают эмоциональной и переменчивой природы человека), либо же наоборот - похожи на нас в неисчерпаемой жажде завоевания и покорения новых вершин. Впрочем, в «Игре Эндера» рассматривается и пугающий сценарий оболванивания населения, когда космическая агрессия выдается за оборонительную войну.



Гигантские (мутировавшие) существа

«Годзилла» (2014)
Кайдзю-фильмы много лет символизируют страх перед силами природы, которые со дня на день должны взбунтоваться против атомных испытаний, плохой экологической обстановки и прочих спутников прогресса. В «Годзилле» Гарета Эдвардса, снятой к 60-летию франшизы, ядерные отходы непосредственно привлекают мутантов-переростков, которые не прочь полакомиться атомной подводной лодкой или складом радиоактивного мусора. Передовое человеческое оружие бессильно, остается надеяться на короля монстров, - а уповать на высшие силы в XXI веке уже не очень модно.



Беззаконие и агрессивные соседи

«Судная ночь» (2013)
Утопический мир новой Америки, наступивший в 2022 году, построен на одном кровожадном допущении: раз году, в ночь на 22 марта, закон перестает действовать - и анархия захлестывает улицы города. Недовольные клерки жгут магазины, охотятся за несносными боссами и разживаются ценными девайсами. Разумное опасение, что в цивилизованном обществе не всегда ревностно защищаются права граждан, выливается в антиутопическую картину узаконенного вандализма и кровопролития. Если вы считаете свой район неблагополучным - то вот пример, насколько хуже все могло бы быть.



Зомби

«Война миров Z» (2013) / «Тепло наших тел» (2013)
Версий о том, какой же человеческий страх символизируют ходячие мертвецы, еще больше, чем список меньшинств, представителей которых можно разглядеть в героях комикса «Люди Икс». Страх смерти, потери близких, эпидемии ВИЧ и потусторонних сил, которые способны вернуть к жизни родного человека, проапгрейдив его экзотическими гастрономическими пристрастиями. На фоне ужаса перед людьми, которые превратились в разлагающихся животных, Марк Фостер разыгрывает чуть ли не политическую сатиру с Брэдом Питтом во главе, а Джонатан Ливайн предлагает взглянуть на историю «Ромео и Джульетты» из-под полуразложившихся век.



Фашисты с Луны

«Железное небо» (2012)
Комичная и откровенно стебная история про поселение фашистов, покинувших Землю под занавес Второй Мировой и окопавшихся на обратной стороне Луны, иронизирует над вечным страхом диктаторского камбэка, проверяя на прочность общественную политкорректность. Фильм Тимо Вуоренсолы, собиравшего бюджет с миру по доллару, в легкой форме намекает, что нужно перестать бояться приветов из прошлого и просто осмотреться по сторонам: приметы смутных времен старательно прячутся за редизайном и локализацией.

Алексей Филиппов

Ссылки по теме

«Трансформеры: Эпоха истребления». Рецензия
«Планета Обезьян: Революция». Рецензия
«Тепло наших тел». Рецензия
«Грань будущего». Рецензия
«Железное небо». Рецензия
«Война миров Z». Рецензия
«Годзилла». Рецензия

Персоны

Майкл Бэй, Тимо Вуоренсола, Джонатан Ливайн, Брэд Питт, Марк Форстер, Гарет Эдвардс

Фильмы

Армагеддец, Война Миров Z, Годзилла, Гостья, Грань будущего, Железное небо, Игра Эндера, Планета обезьян, Планета обезьян: Революция, Судная ночь, Тепло наших тел, Трансформеры: Эпоха истребления



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения