ЛУЧШИЕ РАБОТЫ:
«
Переводчик». Режиссер – Лян Тянь Лей (мастерская
А. Учителя)
Пронзительная документальная короткометражка о молоденькой переводчице. Какой-то китайский министр толкает речь о страшном землетрясении в Китае: погибло столько-то тысяч, пропавших без вести еще больше, ущерб такой-то. Все это время камера не отрывается от дрожащего лица китаянки, которая должна всю эту речь переводить на русский. Но она не уверена в себе, жутко волнуется, то вдруг заикаться начнет, то слова забудет, а в конце и вовсе разрыдается у всех на глазах. Прием не новый, но исполнение почти на фонтриеровском уровне: мы переживаем не за жертв разрушения, нас перестает трогать это жуткое землетрясение, унесшее жизни десяткам тысяч людей; единственное, что нас волнует – это как переведет эти факты скромная девочка в очках, еще толком не научившаяся говорить по-русски. Блестящая работа.
«
9 забытых песен». Режиссер – Галина Красноборова
Живописная документалка, смысл которой беспощадно прост: следы войны не сотрутся, пока есть свидетели оной, пока их память несет ее лица и события. Эти люди – вечные пленники этой войны, с ними навсегда останется и боль утраты, и радость победы. За 15 минут Красноборова смогла показать весь ужас войны до ужаса просто: вот камера ползет вниз по списку погибших, из которых человек двадцать – однофамильцы, вот разрушенный дом, стоящий в самом центре деревни, словно памятник, созданный самой войной. И вся эта страшная простота подана с изяществом, достойным раннего
Климова и
Тарковского.
«
Игра в слова». Режиссер – Павел Мирзоев (мастерская
В.Абдрашитова)
Изначально было ясно, что «Игра в слова» будет одним из лучших фильмов вгиковского конкурса – сын одного из лучших современных режиссеров страны, ученик одного из вообще лучших режиссеров, Вадима Абдрашитова («
Армавир», «
Парад планет») вместе с оператором мастерской
Вадима Юсова, превзошли все ожидания. Отличный сюжет на актуальные темы, мирзоевские герои удивительно похожи на персонажей
Киры Муратовой лучшего образца, причем, играют они на том же уровне. Безусловно, один из главных претендентов на победу.
«
Асатиани». Режиссер – Нино Жвания (мастерская
С.Соловьева)
Обшарпанная психбольница недалеко от Тбилиси. Сюда попадают люди, не вынесшие перемен, не вписавшиеся в новую жизнь и те, которым просто некуда больше идти. Здесь надежду на выздоровление убивают тяжелыми психотропными препаратами, а пациентки отдаются за сигареты. Все это показано в документальной ленте «Асатиани». Тут плачевное положение современной Грузии показано беспощадно правдоподобно, камера внимательно разглядывает измученные лица героев, и все равно, как в «Песнях со второго этажа» Андерссона не сразу понимаешь, врач перед нами или очередной сумасшедший. Острая политическая метафора понятна каждому, кто хоть раз за этот год включал телевизор или читал газету, а потому эпитет «скандальный» фильму очень даже подходит.
«
The Слово». Режиссер – Софья Трошина (мастерская В. Лисаковича)
Десятиминутное полушутливое-полунаучное филологическое исследование модных, но не очень понятных иностранных слов (гламур, мерчендайзер, шопинг и т.п.). Их значение с одинаково серьезным выражением лица нам объясняют мальчик лет девяти, академическая тетенька-профессор и изредка богато-глуповатого вида телочки из кафешки. И смешно, и полезно. Вывод такой: люди не вполне понимают свой резко пополнившийся за последние годы словарный запас.
Также в конкурсе:
«
Casus Belli». Режиссер – Анастасия Тимофеева (мастерская
В. Хотиненко)
В одну из палат роддома помещают новую пациентку, такую всю скромную и угловатую. Она знакомится с двумя другими будущими мамами, одну из которых периодически навещает жених (
Анатолий Руденко). Однажды к троим уже сдружившимся девушкам «подселяют» беременную чеченку.
Все здесь очень по правилам и очень по-чеховски, но как-то не хватает оригинальности. Вдобавок актриса, исполняющая главную роль, играет уж слишком по-сериальному топорно. Но это естественный недостаток большинства дипломных работ начинающих кинематографистов, и на него пока стоит закрывать глаза.
«
Старик». Режиссер – Ольга Старокожева (мастерская
Ю.Беленького)
Старик, забытый всеми и ненужный никому, живет только ради одного – телефонной трубки, в которой он слышит голос юности. Как-то нелепо получаются у меня пересказы сюжетов десятиминутных лент, но простыми словами сюжет «Старика» точно не объяснишь. Это, приходиться признать, при всей моей лояльности, совсем не лучшая работа фестиваля. Обнадеживающие первые кадры вдруг сменяются какими-то банальными экспериментами с пленкой (хотя «изнасилованная картинка» тоже подходит) под совсем уже неподходящее музыкальное сопровождение. В итоге на немного философском, немного печальном фильме в зале царили смех и, видимо, радость, что сейчас на экране не их картина. Девушка очень хотела сделать «как у Бергмана», но, увы, не получилось.
«
Мышь». Режиссер – Рустам Мосафир (мастерская
А.Учителя)
Еще один ярко выраженный поклонник Бергмана, правда, на этот раз поудачливей. Мосафир явно пересмотрел всю «новую волну» по два раза, а фильмы Антониони, как минимум по три. Смелые крупные планы, любопытные метафоры, но, к сожалению, главный герой недотягивает до профессионального уровня, поэтому в список сегодняшних лучших картин, «Мышь» не попадает.
«
Голос». Режиссер – Мила Разгон (мастерская И.Григорьева)
Документальный фильм о молодых археологах, напоминающий хороший телерепортаж. Добрую половину картины эти археологи возятся в грязи, пока вдруг не находят немецкую мину и письмо русского солдата, датированное 23 июня 1941года.
«
Pardon my boy». Режиссер – Татьяна Катаева (мастерская
А.Сиренко)
Двенадцатиминутный игровой фильм, снятый по мотивам (внимание) «Трамвая «Желание» Т. Уильямса. Молодой, неуверенный в себе юноша влюблен в девушку, намного старше его. Они болтают, лепят снежную бабу, смеются, плачут и доверяют друг другу свои самые страшные и сокровенные тайны. Фильм стоит посмотреть, в первую очередь, ради многообещающей актрисы Ирины Крутик. Ее героиня – наверное, одна из лучших работ на фестивале.
«
Игрушки». Режиссер – Нургельды Садугылов (мастерская
В.Хотиненко)
Фильм-анекдот, простой, короткий и со вкусом. Анекдот смешной, хотя и начинается он зловеще: беременная женщина вешает веревку на крюк под пристальным вниманием детских игрушек. В конце нас ждет… впрочем, сами увидите. Картина еще раз доказывает, что великий оператор
Юсов – еще и великий педагог.
Анимационный конкурс:
«
Дочки-матери». Режиссер – Александра Лукина (мастерская В.Зуйкова, А.Зябликовой)
Не хочу, чтобы написанное читалось, как традиционная претенциозная патока, однако анимационная работа «Дочки-матери», очевидно, может задать традицию «женской анимации». Четкий программинг и действительно стильная манера отрисовки. Изящная визуализация женских (а порой и девичьих) мыслей и чувств на этапах взросления. Аккуратная, до боли пронзительная, художественная интерпретация этих самых этапов. А просто потрясающее авторское музыкальное оформление делает ролик по-настоящему достойной художественной работой. Совет для анимационных студий - запишите имя режиссера.
«
Шесть дзидзо и соломенные шляпы». Режиссер – Александра Сагакова (мастерская Н. Лациса)
Просто милый и добротно сделанный мультфильм по мотивам японской народной сказки. А что еще можно сказать об анимационной ленте, длящейся две с половиной минуты?
«
Сальса для Ангела». Режиссер – Елена Шеина (мастерская Н.Лациса)
Не ясно, почему сальса. Зато понятно почему «для Ангела». Ангельски наивный, по-девичьи чистый предпраздничный мультик, как будто нарисованный акварелью. Сразу хочется верить в любовь для всех и сказку. Правда, оригинальности в этом мало.
«
Loof and let time». Режиссер – Роман Верещак (мастерская Е.Калиберды)
«Короткий метр рулит!» – прокричали в зале сразу после окончания показа. И это правда. Последняя работа в конкурсной программе этого дня и, пожалуй, самая актуальная по характеру подачи. Стильно, весело, с ретро-очарованием…Слова образуют фразы, фразы вьются змейкой, встречают то указательный жест руки, то чайник, то яблоко… Но в финале всё равно конструкция рассыпается, видно не выдержав пропаганды итальянской кухни. Юмор. Возвращаясь к теме короткого метра, то он в дуэте с анимацией просто идеален для того самого эргономического «киношного» посыла.
обсуждение >>