Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

В Выборге в самом разгаре - XXV Фестиваль российского кино «Окно в Европу». Фильмов в программе много: хороших, плохих, злых. Гостей также немало. За несколько фестивальных дней город посетили Гоша Куценко, Евгений Ткачук, Катерина Шпица, Сергей Рост, Александр Яценко и другие популярные актёры, а также режиссеры, продюсеры, критики и журналисты. Но самое главное - зрители, ведь это зрительский фестиваль и главное событие лета для многих жителей этого небольшого, но славного города. Не будем рассказывать о фильмах, которые у всех на слуху и про которые мы писали с Кинотавра, а поговорим о новых премьерах и о документальном кино, которое зачастую опережает игровое по интенсивности заложенных в него мыслей.

«Окно в Европу»-2017: То, что во мне, и то, что вовне
фото: Макс Милиан

Смотр открылся 6 августа тремя картинами. Конкурс неигрового кино стартовал документальной лентой Юлии Бобковой «Последний вальс», в рамках программы «Выборгская премьера» состоялся показ комедии Владимира Зайкина и Эдуарда Радзюкевича «Графомафия», а фильмом открытия стала новая работа Гарика Сукачёва «То, что во мне». К «Графомафии» мы ещё вернёмся - через неделю она выйдет в российский прокат, а пока подробней про остальные фильмы.

«Последний вальс» представляет собой личное высказывание композитора Олега Каравайчука (в титрах он автор идеи) о наболевшем - судьбе дачного посёлка Комарово, некогда прославившегося благодаря тому, что в нём жил и творил весь цвет творческой интеллигенции (Шостакович, Ахматова, Бродский, Уланова и многие другие). Когда развалился Советский Союз, пришёл в упадок и посёлок. Дома стали раскупать все, кому не лень, и постепенно из Комарово исчез дух творчества. «Последним из могикан», сохранявшим здесь частицу света, был Каравайчук, но его, как вам известно, не стало в прошлом году, а вместе с ним утратило свою сущность Комарово. Картина изобилует хроникой, размышлениями художника о проблемах современности, но порой за рассказом об обитателях этого известного на всю страну посёлка теряется личность самого рассказчика, который уже никогда не уедет в Комарово.

«Окно в Европу»-2017: То, что во мне, и то, что вовне
фото: Макс Милиан

В ленте «То, что во мне», наоборот, слишком много рассказчика и создателя, т.е. Игоря Сукачёва, который вернулся к кино спустя 7 лет после «Дома Солнца». По сюжету документально-игрового роуд-муви, режиссёр и музыкант отправляется на Алтай, руководствуясь найденным старым советским путеводителем. Путешествие получается очень длинным, как и сам фильм. На пути встречаются интересные люди и места, очень много красивых пейзажей (оператор - Вартан Канцедал), но, несмотря на основательный хронометраж (112 минут), кино смотрится как калейдоскоп и местами похоже на американские горки. По сути, это научно-популярный фильм, что подтверждает активное участие Русского географического общества в его создании. Помимо часто завораживающего визуального ряда, в картине, разумеется, много хорошей музыки, включая песни самого Сукачёва и исполнителей с Алтая. Но всё-таки не хватает души, всё нарочито и шаблонно, а финал с хроникой, на которой зафиксировано жертвоприношение лошадей, настраивает против всей поведанной истории. Впрочем, стилистическая выверенность не является сильной стороной киноработ Сукачёва.

Обе ленты выглядят любопытно, но главное их достоинство заключается в том, что они подготовили зрителей и критиков к тому, что их ожидало в последующие дни. В частности, была показана масса мультфильмов и неигровых картин. Среди последних особое место занимают 4 фильма.

«Окно в Европу»-2017: То, что во мне, и то, что вовне
фото: Макс Милиан

Во-первых, нашими личными фаворитами стали «Каждая собака» Виктории Казариной и «Озеро» Дарьи Блохиной. Работа Казариной посвящена душераздирающей истории волонтёров, которые каждый день спасают от голода и холода 900 собак, обитающих в столичном муниципальном приюте «Дубовая роща». Лишь единицам из них находят в конце фильма новых хозяев, большинство же псов проживают весь свой век в подобных приютах. Несмотря на грустную тему, кино получилось светлое и вселяющее хоть малую толику надежды. Что касается картины Блохиной, то она посвящена супругам Филипповым, проживающим на Севере вдали от цивилизации. Самое интересное в фильме - это сочетание любительских съёмок и профессиональной камеры самого режиссёра. Главная героиня требует, чтобы муж снимал её каждый день: с оленями, на закате, во время рыбалки и т.д. При этом у семьи своя трагедия - озеро, возле которого они обитают и работают, отобрало у них единственного сына. Но уезжать они в город не собираются, поскольку верят, что озеро и суровый климат продлят им жизнь. Фильм не без иронии наблюдает за жизнью обычных людей в необычных обстоятельствах и поражает, прежде всего, стойкостью главных героев.

Во-вторых, примечательны «Мама» Ольги Короткой и «Чемодан без ручки» Элен Нелидовой. Первая, как не трудно догадаться из названия, посвящена матери, выходившей больную дочь. Врачи, как обычно, говорили, что девочка не будет ходить, видеть и слышать, но мать поборола многие её недуги. Лента получилась без надрыва и слёз, что пошло только на пользу истории. Лента же Нелидовой и вовсе смотрелась, как комедия, поскольку в ней шёл рассказ о размолвке молодых людей, собирающихся пожениться. Причиной послужила больная бабушка парня, а результатом стали семейные посиделки на диване: он играет в шутер, а она пытается с ним разговаривать. Типичная история типичной современной семьи.



Среди неигровых лент в конкурсе были не только традиционные документальные работы, но и научно-популярное кино, и эксперименты. «Ах, Эрмитаж!» Ашота Джазояна представляет собой клиповый групповой портрет работников Государственного Эрмитажа. «КМСНТК» Кати Диковой выполнен в духе «чистого кино» и взывает визуальным рядом к внутренним ощущениям. «Диссернет. Эволюция альтруизма» Дмитрия Завильгельского сочетает в себе заумные речи учёных с проясняющей всё, что они говорят, анимацией. «Забытые полёты» Андрея Осипова посвящены талантам, которые стали жертвами эпохи Сталина. А «Старший сын» Алисы Кучинской рассказывает о мире глазами и устами ребёнка.

В заключение, пара слов об игровом кино. Самым шикарным, на наш взгляд, является режиссёрский дебют Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Залихватское роуд-муви в духе Алексея Балабанова и Романа Каримова украшают под модный саундтрек отточенной игрой Евгений Ткачук и Алексей Серебряков, а история, как и многие ленты фестиваля, закручена вокруг «лихих 90-х». Что радует, здесь нет никакого пиетета и слащавости по отношению к людям с ограниченными возможностями. Обездвиженный персонаж Серебрякова поначалу даже не вызывает сочувствия, да и впоследствии выглядит не как набор штампов, заложенный в умы обывателей, а как отъявленный бандит, которого не исправила даже инвалидная коляска. Конечно, можно было обойтись в этом современном лубке без своеобразного хэппи-энда, но он практически не испортил эту чудесную ленту.

«Окно в Европу»-2017: То, что во мне, и то, что вовне
фото: Макс Милиан

Ещё одна неплохая лента - «Ничей» Евгения Татарова - придётся по душе любителям социальных драм. Здесь, в отличие от работы Ханта, главным героям не даётся второго шанса. Тётя (Надежда Маркина) из-за своих поступков теряет своего племянника-детдомовца, а сам мальчик (Олег Чугунов), как Колобок, уходит от всех. При этом в сюжете можно встретить ассоциации на типичные американские сюжеты про детей, которые дружат со странными взрослыми (как пример - «Один дома»). А «Костя» Романа Каргаполова найдёт отклик во многих, кто любит собак. Режиссёр снял картину на основе истории знаменитого пса по кличке Верный, который 8 лет ждал своих хозяев - молодую пару - на месте их гибели. К сожалению, фильм портят непроработанные персонажи, особенно погибшая пара влюблённых, слишком часто изображающаяся в белом.

Афиша кино >>

драма, исторический фильм
Россия, 2024
боевик, приключения, фэнтези
Германия, Чехия, 2024
биография, драма, исторический фильм
Бельгия, Ирландия, 2024
драма, криминальный фильм, триллер
Бельгия, Франция, 2024
мелодрама, приключения
Франция, 2025
мистика, фильм ужасов
США, 2024
комедия, семейное кино, фэнтези
Китай, 2024
байопик, ироническая новелла
Россия, 2025
комедия, приключения, семейное кино
Россия, 2025
комедия, мелодрама, научная фантастика
США, 2024
военный фильм, драма, семейное кино
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram