«Пионеры-герои», «Находка», «Спасение», «Парень с нашего кладбища», «Про любовь»
День пятый и шестой
Пятый и шестой день «Кинотавра», как и два предыдущих, вновь друг друга уравновешивали: сначала продолжился курс на неспешное кино на фоне природы («Находка», «Спасение») с вкраплением более динамичной, в антураже большого города, рефлексии на тему пионерии («Пионеры-герои»), а финальный дуплет оказался веселым и жанровым - «Парень с нашего кладбища» братьев-дебютантов Чижиковых и «Про любовь» Анны Меликян. Закон счастливого финала, даже для такой сложно придуманной и концептуальной сюжетной конструкции, как фестиваль отечественного кино, никто не отменял.
«Находка» - драма о переосмыслении ценностей, полнометражный дебют телережиссера и сценариста
Виктора Демента. Герой фильма - злющий инспектор рыбнадзора (
Алексей Гуськов), олицетворяющий собой Закон, который докапывается до рыбаков, готовящих ушицу на удаленном берегу, получает веслом по темечку, а очнувшись, обнаруживает, что лодку «угнали» и домой надо возвращаться пешком. В ближайшем охотничьем зимовье он находит брошенного младенца и, решаясь спасти девочку, первые полчаса фильма продирается сквозь тайгу, заваленную рано выпавшим снегом, а оставшийся час – ищет мать-преступницу, бросившую ребенка на погибель.
Фильм снят по литературному сценарию - повести
Тендрякова, действие которой происходило в более ранние времена – 1954 году. Конфликт главного героя с женой в первоисточнике уходил корнями в довоенное время (инспектор сдал семью жены властям как кулаков), в фильме же, действие которого перенесено в наши дни, причины их напряженных отношений с женой и дочерью остаются за скобками. Просто человек такой, считает всех сволочами, а себя – борцом за правду и справедливость. Случай в тайге и последующие встречи с людьми заставляет его пересмотреть свое мировоззрение.
Фильм снимался в Карелии, и режиссер не смог побороть соблазн насытить фильм красивыми панорамами с воздуха, кадрами, снятыми из-под воды, лесами и озерами. Эти и прочие слагаемые картины – музыка, ритм, акцентированная актерская игра, литературные диалоги - говорят о сознательном повороте авторов к культурным традициям советской киношколы.
«Спасение» Ивана Вырыпаева - медитативное роуд-муви про польскую католическую монахиню Анну (
Полина Гришина), которая отправляется в индийские Гималаи с миссией. Непогода дает ей несколько дней отсрочки и возможность подумать о бренном, пообщаться с местными жителями и туристами, приехавшими сюда в поисках гармонии. Четвертый фильм режиссера и драматурга Ивана Вырыпаева не похож на все предыдущие (впрочем, все его картины стилистически сильно отличаются), но вновь касается мироустройства, диалога с богом и самим собой. Фильм напоминает прошлогоднюю польскую «
Иду», которая была больше погружена в исторический контекст, и режиссер даже иронично называет «Спасение» сиквелом. Коммуникацию между людьми Вырыпаев описал не слишком кинематографично, но правдоподобно - с повторам, паузами, длиннотами, но в целом, кажется, обошлось без откровений (зато с парой неожиданных сцен).
«Пионеры-герои» - дебют в режиссуре актрисы
Натальи Кудряшовой - поколенческое кино о сверстниках, последних пионерах Советского Союза, выползших из-под обломков империи, выросших на руинах социализма. Трое персонажей фильма существуют в двух возрастах. В 1987-ом они готовятся к приему в пионеры, поют в школьном хоре «Полюшко-поле», а после уроков вычисляют шпионов, убивающих советских детей. Каждый из них мечтает совершить подвиг или спасти человечество. В современном мире они тридцатипятилетние представители среднего класса (роли взрослых героев исполнили Наталья Кудряшова,
Дарья Мороз и
Алексей Митин) - люди невеселые, нервные, страдающие от пустоты и безыдейности окружающего мира. Жгучее желание подвига, заложенное с пеленок, никуда не девается - приходится все время жить в этом состоянии нереализованного героизма.
Несмотря на малобюджетность и шероховатости, «Пионеры-герои» умело бьют по темечку лицам в возрасте 35+, однако, возможно, будут понятны и тем, кто не умеет повязывать пионерский галстук. Ведь прощание с детством - травма для каждого человека, вне зависимости от времени, в котором это случилось. Да и кризис среднего возраста не подвластен эпохе. У каждого есть (или будет) свой «опыт пустоты». Просто именно сейчас он актуален для последних пионеров СССР. Да еще в условиях, когда мы вдруг оказались в стране, где советские мифы, которые мы давно похоронили, вдруг ожили, поднялись из могил и тянут к нам руки.
«Парень с нашего кладбища» Антона и
Ильи Чижиковых - не только тотальный дебют (для режиссеров, сценариста
Владимир Серышева и частично для оператора
Алексея Шубакова, работавшего ранее над короткометражками и сериалами), но и редкий для отечественного кино жанр мистической комедии, комедийной мистики или доброй кладбищенской сказки. Парень Коля (
Александр Паль) приезжает на окраину Москвы на заработки и становится охранником на кладбище у своего дяди (
Александр Ильин). Предыдущие сторожа с работы отчего-то сбегали, но Колю так просто не напугать. Снятый с любовью к братьям Коэн,
Тиму Бертону и веселым ужастикам конца 80-х - начала 90-х, «Парень» поначалу напоминает отечественную версию
«Зловещих мертвецов 2», а затем - сказку про Иванушку-дурачка в загробном мире. Небезупречный, но с большим зрительским потенциалом фильм.
«Про любовь» Анны Меликян - альманах про любовь, "это" и прочие неприятности с россыпью замечательных актеров (от
Ренаты Литвиновой и
Михаила Ефремова до
Александры Бортич и неотъемлемой
Марии Шалаевой). Свободный, ироничный, яркий, с обилием музыки и не замазанной штукатуркой современностью - от «Стрелки» и граффити до инстаграма и косплея. Стилистически - в хорошем смысле хипстерский фильм, практически - кино далеко за этой рамкой, о причудливых путях в поисках принца или секса в большом городе. Закрывая, как и в прошлом году, «Кинотавр», Меликян оставляет кисло-сладкое послевкусие. Как гласил финальный титр в ее последнем короткометражном фильме «Такое настроение, адажио Баха и небольшой фрагмент из жизни девушки Лены», все мы скоро умрем, так что не надо слишком париться.
обсуждение >>