

Впервые о возникновении театра по адресу Литейный проспект, дом 51 петербургские зрители узнали в 1909 году, когда на месте старинного манежа графа Шереметева появился Литейный театр, который с первого же сезона получил громкую славу «театра сильных ощущений». Здесь шли пьесы из репертуара парижского Театра ужасов — Гранд Гиньоля с названиями «Мороз по коже», «Вампир», «Под гнетом проклятья», «Жуть», а так же новинки европейских фарсовых театров, «трагические шутки», сатиры, театральные пародии. Вскоре антрепренер Вениамин Казанский переименовал театр из Гранд Гиньоль в Театр ужасов и веселья: к кошмарным историям добавились фарсы и водевили.
После революции в театральном здании на Литейном, 51 работали многие театральные коллективы: Передвижной театр под руководством П. П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской (сестры Веры Комиссаржевской), ТРАМ — Театр рабочей молодежи (музыку ко многим спектаклям которого писал Дмитрий Шостакович), Первый рабочий театр Пролеткульта, Театр Ленинградского Областного совета профсоюзов (сокращенно ЛОСПС), во главе которого встал А.Б. Винер. Но время распорядилось по-своему — и процесс формирования нового театра остановила начавшаяся Великая Отечественная война. Во время блокады Ленинграда театральное здание на Литейном было разрушено бомбой.
В 1944 с «концерта-спектакля» по пьесе «Чайка», когда-то входившего в репертуар Театра ЛОСПС группа актеров под руководством того же Винера начала новую, послевоенную историю театра, позднее ставшего Областным театром драмы и комедии, в 1956 году вернувшего к театральной жизни здание по адресу Литейный, 51.
Осенью 1965 года в театр на Литейном пришел режиссер Евгений Шифферс, а в конце 60-х, когда театром руководил режиссер Яков Хамармер, здесь дебютировали признанные мастера российской сцены: Ефим Падве, Лев Додин, Кама Гинкас, Генриетта Яновская. Главным художником был Эдуард Кочергин, ставший одним из лучших театральных художников.
В 1991 году со спектакля Геннадия Тростянецкого «Скупой» Ж.-Б. Мольера начался новый виток истории театра на Литейном, 51. На петербургских афишах появилось новое название — «Театр на Литейном».
С приходом нового художественного руководителя Александра Гетмана, театр изменил свою художественную политику. Отказ от института главного режиссера, повлек за собой активное привлечение в театр не только ярких представителей петербургской режиссуры, но и молодых, подающих надежды постановщиков. В репертуаре театра спектакли ведущих режиссеров Петербурга Александра Галибина, Юрия Бутусова, Романа Смирнова, Григория Козлова, Андрея Прикотенко. Результаты их сотрудничества с театром получают высокую зрительскую и профессиональную оценку. В 1998 году спектакль Клима «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила получил высшую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации специальная премия «Приз критики». В 2001 году спектакль «Потерянные в звездах. Lost in the stars» в постановке Григория Дитятковского по пьесе Ханоха Левина «Торговцы резиной» был выдвинут на соискание «Золотой маски» и получил ее сразу в двух номинациях — «Лучший драматический спектакль большой формы» и «Лучшая работа режиссера в драматическом театре». А лауреатами петербургской театральной премии «Золотой софит» спектакли и актеры Театра на Литейном становятся почти каждый год.
Не обходят Театр на Литейном и государственные награды — в 2000 году спектакль «Лес» по классической комедии А.Н. Островского в постановке Григория Козлова был удостоен Государственной премии России в области литературы и искусства. К слову сказать, это была первая Государственная премия в области театрального искусства, полученная в Санкт-Петербурге за последние 15 лет.
Театр на Литейном постоянно становится участником зарубежных и крупнейших российских театральных фестивалей, в разнообразном репертуаре театра, включающего классические и современные пьесы, спектакли ведущих режиссеров Петербурга и России.
обсуждение >>
Вы не могли бы ее нам прислать вместе с биографией?