Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Давид Черкасский: "Мне подарили мои родители такое счастье – радоваться жизни"

интервью >>

Одному из самых знаменитых советских аниматоров Давиду Черкасскому исполняется сегодня 80 лет. В это трудно поверить, поскольку и фильмы его кажутся совершенно современными, и сам он выглядит моложе многих 50-летних. По случаю юбилея, Давид Янович ответил на несколько вопросов kino-teatr.ru: рассказал, как зарождалась анимация на Украине, как создавались знаменитые фильмы "Приключения капитана Врунгеля" и "Остров сокровищ", как проходил процесс госприемки,... а также о своих ближайших творческих планах.

Давид Янович, вы же по образованию инженер, да? Как получилось, что вы стали мультипликатором? Может, родители как-то были связаны с художественным миром?
Нет-нет. Как каждому еврейскому мальчику, отец подарил мне скрипку, когда мне было 4 года. Я пробовал на ней пиликать, забыл смычок помазать канифолью, так что никакого звука не было, и я инструмент забросил. Так что скрипач из меня не получился. Но я все время рисовал, любил рисовать. И когда мы с родителями ходили в гости, чтобы я не бесился, они давали мне карандаш и бумагу, и я что-то там рисовал и вел себя спокойно и тихо.
А с мультипликацией все вышло случайно. У нас когда-то еще до войны на студии научно-популярных фильмов («Киевнаучфильм» - М. Т.) было создано 2 или 3 анимационные картины. Из-за войны все прекратилось. Но те мастера, которые делали эти первые мультфильмы, после войны уже в 1959-м году вдруг решили сделать цех художественной мультипликации. Мой приятель услышал по радио, что где-то хотят делать мультипликацию в Киеве, позвонил мне, я пошел туда со своими картинками, и меня директор студии взял. И так началась у нас эпоха архитекторов Киевского инженерно-строительного института. Потому что среди наших киевских архитекторов было несколько человек, которые блестяще рисовали карикатуры и когда взяли меня, я и их тоже пригласил. Это был Марк Драйцун, Володя Дахно, Ефрем Пружанский и Алла Грачева.

А образование анимационное хоть у кого-нибудь было?
Ни у кого не было, в том-то и фокус. Нас послали на неделю на «Союзмультфильм». Мы там походили-походили, повосхищались-повосхищались и уехали, ничему не научившись. Но мудрость наших учителей киевских – Ипполита Андрониковича Лазарчука, Ирины Борисовны Гурвич и Нины Константиновны Василенко – заключалась в том, что учили нас прямо в процессе производства картины. То есть мы, ничего не умея, вдруг затеяли двухчастевую картину («часть» – это около 10 минут. – М. Т.), а для анимации две части – это как полнометражный фильм для игрового кино. К нам приезжали москвичи – Хитрук, мультипликаторы «союзмультфильмовские» - и показывали, как записывать листы, как делать мультипликацию. И за два года, пока мы делали фильм, мы уже чему-то научились. Картина называлась «Приключения Перца». И это была самая первая картина нашей студии. Режиссерами были Лазарчук и Гурвич. А мы как мультипликаторы там работали. Самодеятельная такая картина, конечно, получилась, много наивных сцен и все это далековато от мультипликации, которая потом у нас была… но все равно это очень дорогой для нас фильм.

Как развивалась студия после этого первого фильма?
После него Лазарчук, Гурвич и Василенко начали делать уже каждый свои фильмы, а мы у них работали мультипликаторами. Потом студия постепенно расширялась, и нам самим начали давать постановки, потому что мы были самыми первыми. И вот так в 1964-м году я сделал свою первую картину – «Тайна черного короля». А потом Володя Дахно, а потом Алла Грачева и так далее.
Мы росли от картины к картине. Под конец у нас на студии была довольно мощная мультипликация, очень качественная, но при этом совсем другая, чем на «Союзмультфильме». Когда мы только начинали делать мультипликацию, мы понимали, что делать как на «Союзмультфильме» у нас не получится, у нас просто образования не было для этого. Поэтому мы шли в обход, что-то придумывали, и выработали свой стиль. Конечно, на это понадобилось много времени. Но в результате была очень серьезная студия.

Из фильма Остров сокровищ
фото: kino-teatr.ru

Какие-то курсы анимационные появились потом?
Появились, но не сразу. У нас был такой гениальный человек - Марк Драйцун, он был потрясающий педагог и потрясающий мультипликатор. И вот он вел курсы. Несколько выпусков было, и аниматоры, которые заканчивали эти курсы, уже стали режиссерами. Все эволюционно происходило. И по времени довольно долго – лет 25.

Вы сам преподавали на этих курсах?
Нет, я не умею преподавать. И потом: чему я могу научить людей? Только своему отвратительному примеру.

Ну, как же, зачем вы так…
Нет, я к себе отношусь очень серьезно, но я не педагог. Правда, вот у меня работали Саша Татарский, царство ему небесное, и Игорь Ковалев, которые считают себя моими учениками. Но сам так не считаю. Мы как были друзьями, так и остались.

Тем не менее, и в фильмах Татарского, и в фильмах Ковалева чувствуется сильное ваше влияние.
Наверно. Мы в одном котле варились, и наверно, какое-то влияние есть. Но это другой разговор.

Хорошо, это мы вперед забежали… Я хотела спросить еще про Радну Сахалтуева – художника, вместе с которым вы делали все свои фильмы. Когда и как он пришел на студию и почему вы так сработались?
Он ВГИКовец, учился у Ивана Петровича Иванова-Вано. По-моему, в 1962-м или в 1963-м он появился у нас на студии, мы как-то с ним подружились и с тех пор вместе работаем.

Довольно скоро после вашего короткометражного дебюта вы сняли серьезный полнометражный фильм «Мистерия-Буфф»…
Я перед этим сделал еще две картины. Так получалось, что мы делали каждый год по одной картине, а «Мистерия-Буфф» - это, кажется, был четвертый мой фильм. И это была уже громогласная картина – пять частей, Маяковский, озвучка Театра на Таганке…

Насколько я помню, актеры театра на Таганке не только озвучивали фильм, но и появлялись в кадре – там же есть игровые интермедии …
Да-да.

Это был очень экспериментальный и необычный для того времени фильм.
Для того времени, да. Я его недавно пересмотрел и вроде бы ничего он получился.

Как формировался замысел «Мистерии»?
Сначала у нас был сценарий на 20 минут, и там не было Маяковского - только содержание «Мистерии-Буфф» и никаких текстов. Но потом я подумал, что это все-таки Маяковский, который тогда был, да и сейчас, пожалуй, остается моим любимым поэтом. И что неправильно бы делать фильм по нему, но без его текстов. А так как Маяковский - формалист, то мы начали придумывать всякие штуки. Во-первых, сам текст записали на Таганке, и вышло очень здорово. Потом появились революционные пантомимы. В общем, все родилось только благодаря Маяковскому.

Какова была реакция на фильм? Я так понимаю, что его не допустили до союзного проката, и он был выпущен только на республиканский экран?
Да, его не приняли в Москве. Я помню эту сдачу. Вы не представляете, что такое, когда в Госкино показываешь свою картину. Приходят редакторы какие-то совершенно неизвестные и говорят: «Ну, пошли мультик посмотрим». И когда начало все громыхать, кричать, орать, двигаться… видно, они подумали: «Черт его знает, зачем на это все нужно?» И не приняли. Слишком по тем временам это была революционная картина. Думаю, только из-за этого.

Ну да, в «Мистерии» же нет никакой крамолы…
Да что вы! Она советская дальше некуда. Просто по тем временам она выглядела неожиданно: и классическая мультипликация, и актеры, и статичные планы, и крик, и Маяковский, и Таганка. Все так сошлось вместе, чтобы в Госкино подумали: «зачем нам это, пусть полежит себе».

Из фильма Приключения капитана Врунгеля
фото: kino-teatr.ru

После «Мистерии-Буфф» вы сделали сериал «Приключения капитана Врунгеля». С чего вдруг? Книжка Андрея Некрасова была в те времена так популярна?
Эту повесть я прочел еще до войны. Она была издана отдельной книжкой с рисунками Константина Ротова. Текст на меня не произвел впечатления, но рисунки были потрясающие, и я их запомнил почти на всю свою жизнь. И когда мне вдруг предложили «Приключения капитана Врунгеля», я с радостью согласился, почти не помня о чем текст, но помня иллюстрации.
Потом уже прочитал сценарий, написанный Иваном Воробьевым. Это был текст книги, изложенный в сценарной форме. И когда я начал писать режиссерский сценарий, то понял, что не хватает драматургического материала: плывет лодка и плывет, какие-то приключения… И тогда мы придумали уже эту регату, Венеру, кражу. А раз появилась кража, то появились два гангстера и шеф, а за ними и агент, который их ловит. И эта четверка уже начала двигать сюжет. Я не приписываю себе большого авторства – особого фокуса тут нет, чисто драматургические моменты.

Иллюстрация Константина Ротова к книге Приключения капитана Врунгеля
фото: kino-teatr.ru

У редакторов не было возражений против гангстеров и так далее?
Нет, у «Экрана» не было никаких возражений.

Почему у «Экрана»? Разве фильм делался не на Киевской студии?
Это был заказ объединения «Экран», то есть Центрального телевидения. Они занимались сериалами, и это были самые первые советские сериалы, которые они заказывали по всему Советскому Союзу. «Врунгеля» заказали нашей студии. Студия согласилась и поручила это сделать мне.

Значит, руководству «Экрана» результат понравился?
Да, там главным руководителем был Хейфец. Я так понимаю, что ему не показывали ни режиссерский сценарий, ни подготовительный период… Мы ездили сдавать подготовительный период в Москву, но эти материалы невнимательно смотрят: нарисовано и нарисовано. А когда уже сдача была, когда он смотрел фильм – вот это было самое главное испытание. Хейфец смотрел на экран, а все смотрели на него. Если он улыбнулся, все улыбались, если не улыбнулся, то сохраняли серьезные лица. Я все это видеть не мог и выходил из зала.
Одним словом, им понравилось. После первых серий они мне даже прислали правительственную телеграмму. Я, честно говоря, не знаю, что именно им понравилось. Сам я уже присмотрелся и плохо понимал, что хорошо, что плохо. Видел только, что по рисунку там есть некоторые проблемы. И в следующих сериях - мы же сделали три, потом еще три, потом еще три, а в последний год 4 серии - я внес чисто изобразительные коррективы. А по сценарию там уже все само катилось, такая "самоигралка" была.

из фильма Приключения капитана Врунгеля
фото: kino-teatr.ru

Сериал сразу хорошо пошел?
Да, очень. Это первый мультипликационный сериал. До этого был «Ну, погоди!», но это же не серии с продолжениями, а отдельные фильмы. «Врунгель» был первый сериал со сквозным сюжетом. Помнится, в какой-то газете, кажется, в «Известиях», написали, что, когда показывали наш сериал, был перерасход электричества.

Вы проснулись знаменитым?
Нет, не проснулся. Мне сразу предложили другую работу, и я начал делать «Доктора Айболита».

Из фильма Доктор Айболит
фото: kino-teatr.ru

Его тоже «Экран» заказал?
Да, и его, и «Остров сокровищ».

Вообще «Остров сокровищ» больше похож на полный метр, чем на сериал.
Может быть. Мы его делали за 2 года, и это был подвиг. Обычно одну часть (10 минут) мы делали месяцев 7 или 8. А тут сделали за первый год 5 частей, а за второй – 6. Чтоб уложиться в такой короткий срок, пришлось крутиться и придумывать всякое. Вот, например, песенки так придумались.

То есть великолепные песни из «Острова» создавались для экономии времени?
Да, чтобы побыстрее фильм сделать. Анимацию делать долго, а натуру снять нетрудно, можно за один, за два дня. Потом придумалась эта назидательность – «Не курите», «не пейте», «занимайтесь физкультурой» - а стихи написали Алик Гарцман . И Наум Олев - очень известный тогда московский поэт. И очень колоритный человек, царство ему небесное, молодой, энергичный, пьющий, веселый, любящий женщин. Все сладкое, что было в человечестве, сконцентрировалось в нем.

Из фильма Остров сокровищ
фото: kino-teatr.ru

А кто придумывал сценарий? Фильм же сильно отличается от книги Стивенсона.
Вы знаете, по сюжету фильм вообще не отличается от книги. Единственное, интонация не та. Если у Стивенсона все на полном серьезе, то мы перевернули все с ног на голову. Сделали смешно. И озвучивали смешно, и нарисовано все смешно. То есть это был все еще «Остров сокровищ», но уже с ироническим прищуром. Чтоб было весело.

После «Острова сокровищ»…
У нас все сразу рассыпалось. В 1990-м году. Появилась какая-то студия, которая предложила мне сделать то, что я хочу. А я всегда хотел снять фильм, где бы сочетались актеры и мультипликация, чтобы они были в одном кадре, как в «Кролике Роджере». Мы написали сценарий с Аликом Тарасулем. Он назывался «Сумасшедшие макароны». Сняли всю натуру. У меня там снимались Джигарханян, Фарада, Филиппенко, Дуся Германова. Действие происходило в разные эпохи: в средние века, на пиратских галеонах, во время НЭПа, в Римской империи. Так что это был костюмированный фильм, с шикарными костюмами, и тогда все это выглядело богато. А потом в 1992-м году все рассыпалось. Материал остался, а анимацию уже было не сделать. Сейчас, я думаю, этот материал уже устарел. Вернее, не то чтобы устарел… просто сейчас же другие технологии.

И после этого, я так понимаю, уже вообще никакой анимации не делалось?
Да, у нас и студии не стало. Все мультипликаторы разбежались, разъехались, стали искать себе работу. Как и везде. И на «Союзмультфильме» все так же происходило. Но сейчас все потихоньку возрождается. Там в Москве у вас получше, побыстрее, потому что дают какие-то деньги, а у нас пока никаких денег не дают, только разговоры-разговоры.

Вы переживали?
Нет, я спокойно к этому отнесся. Мы все время делали рекламу. Так что я не остановился, у нас работа была.

А уехать не было желания?
Нет, я уже привык. Я знал все злачные места в городе Киеве. И подумал, в моем возрасте искать новые злачные места – это несерьезно.

Из фильма Остров сокровищ
фото: kino-teatr.ru

Вы очень веселый и жизнерадостный человек, наслаждаетесь жизнью на 100 процентов, это и по вашим фильмам видно. Вы всегда таким были?
Всегда. Мне подарили мои родители такое счастье – радоваться жизни. Утром просыпаешься: солнце – шикарно, снег – шикарно, дождь – шикарно. И так далее. Я считаю, что это очень здорово. У меня есть приятели, которым все не нравится. А мне все нравится. И работа, конечно. Я с наслаждением работал. Сейчас… черт его знает. Конечно, сейчас нету вдохновения, потому что давно не делал ничего серьезного. Но если появится работа, то сначала, наверное, со скрипом, но потом пойдет и будет также радостно.

То есть, вы хотите сказать, что если вам сейчас предложат сделать новый фильм, то вы согласитесь?
Уже предложили. Идут разговоры о том, чтобы сделать «Новые приключения капитана Врунгеля». Сейчас вроде бы сценарий какой-то делаем – пока пилотный вариант.

Ой, как здорово!
Ну, посмотрим. Пока это только разговоры.

Много ли у вас было неосуществленных планов – каких-то идей для кино, которые так и не были воплощены?
У меня есть несколько сценариев, которые я задумывал… Я все время хотел сделать мультфильмы с актерами, но не так, как в «Острове сокровищ», где есть игровые вставки, а так, чтобы актеры участвовали в действии, чтобы они дрались с мультипликационными героями и любили их, и так далее.
А так… Я много чего хотел. Хотел делать «Войну с саламандрами» Чапека. Оперетту хотел сделать. Кстати мы с Сахалтуевым оформляли спектакли в киевском и одесском оперных театрах, например, «Сказку о потерянном времени».

Два президента фестиваля КРОК: Эдуард Назаров (слева), Давид Черкасский (справа)
фото: www.animator.ru

Следите ли вы за тем, что происходит в русской и украинской анимации сейчас?
Конечно. От русской – очень хорошие впечатления. Наша только начинает возрождаться, но, наверное, тоже будет неплохая. Пока еще по двум фильмам ничего не скажешь. А в русской – там идет подъем. Хотя Эдик Назаров такой ворчун, говорит, что не очень, но, по-моему, очень хорошо. И столько молодых талантливых ребят. Вот как раз скоро посмотрим новые фильмы на КРОКе (анимационный фестиваль. - М. Т.) – тогда и обсудим, что нового.

Договорились. Ловлю вас на слове.

Давид Черкасский, 2006 г.
фото: www.animator.ru

обсуждение >>

№ 7
Георгий Бородин (Москва)   19.06.2014 - 02:10
Какой такой Хейфец? Очевидно, Хессин Борис Михайлович? читать далее>>
№ 6
Оператор Александр Демчук (Мюнхен)   29.12.2012 - 02:56
1976 год, Киев студия науч.- поп.фильмов первая практика после окончания 1 курса института у патриарха - оператора Прядкина, мой прямой шеф студент 5 курса ученик Папы- Прядкина, Леня Бернадский... читать далее>>
№ 5
REXTHER (Волгоград)   2.09.2012 - 16:40
Отличные фильмы отличного человека! читать далее>>
№ 4
Анджей   28.08.2012 - 23:42
Да. Хорошая статья. ... Жаль что не завершили - интересный фильм бы, верно, получился. читать далее>>
№ 3
Руся   28.08.2012 - 17:35
Спасибо за творчество! Ваши мультфильмы любыми с детства! читать далее>>
Иван Китаев: «Каждый человек сталкивался с душевной болью, которая намного сильнее физической»
Иван Китаев: «Каждый человек сталкивался с душевной болью, которая намного сильнее физической»
Режиссер «Бывших», «Открытого брака» и «Опасной близости» — о методах работы с актерами, паутине лжи, в которой застревают герои нового сериала, и свободе делать то, что нравится
5 комментариев

Афиша кино >>

Россия, 2024
триллер
Великобритания, США, 2024
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
биография, драма, мелодрама
Бельгия, Франция, 2024
драма, музыкальный фильм, фэнтези
Италия, Франция, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram