Когда-то в детстве я мечтал стать суворовцем. Прочитал книжку Бориса Изюмского «Алые погоны», был потрясен этой суворовской жизнью, точностью, педантичностью, отнюдь не муштрой. Потом попалась мне книжка, кажется, Носова, «Архимед Вовки Грушина» — там мореплаватели, путешествия. Мы с приятелем всё пытались соорудить подводную лодку, такую, где винт вращается с помощью педалей… Много о чем мечтал в детстве.
Стать оператором изначально я не собирался. Помог случай. В далеком 1956 г. в областной газете появилась информация для тех, кто желает приобщиться к кино. Так появилась в Саратове одна из первых в Союзе любительская киностудия под руководством Леонида Абрамовича Гуревича и Бориса Ливановича Петрова. Предстояла интересная работа по съемке документального фильма о первом Саратовском фестивале молодежи и студентов. Режиссер — Л. Гуревич, оператор — Б. Петров. Требовались помощники. Мне было доверено таскать штатив за оператором. Когда по городу шли, Борис Ливанович сам нес камеру, а я рядом шел со штативом как верный Санчо Панса. А потом захотелось носить камеру самому, чтобы штатив носил кто-то другой. Но не из-за каких-то барских замашек, а уж так повелось, что камеру всегда несет сам оператор. Снимали не только хронику событий, но и постановочные эпизоды с актерами. Коллектив сложился очень дружный: Оскар Бурый, Михаил Ралль, Лев Денисов, Георгий Барышев, Лев Гроднецкий, но главными были, конечно же, Гуревич и Петров. Вот в этой компании я и «заболел» кинематографом. Потом была служба в армии. А в 1960 г. я постучался в двери Саратовской студии телевидения, так тогда она именовалась, и пожелал стать сразу оператором. А мне могли предложить лишь работу осветителя, и то через полгода, т.к. пока вакансии не имелось. Да и вообще стиляг телевидение не жалует. Я, на свою беду, явился туда в узких брючках. Это была моя первая жертва кино. Не очень большая зарплата не останавливала на пути к вершинам творчества. Большинство жизненных невзгод искупалось влюбленностью в свою профессию и, самое главное, добрыми отношениями в коллективе. Я не припомню ни косых взглядов, ни злобных рецензий в адрес работы коллег, как это можно было наблюдать в более поздние периоды. Это был поистине творческий коллектив единомышленников, любящих друг друга. Так бывает в начале пути. Я работал на телевидении в самые первые годы его развития, потом ушел на кинохронику. Теперь вот снова на телевидении. Должен сказать, что и то начальное телевидение, и кинохроника — это две большие хорошие школы. И одна школа помогала и дополняла другую в моем профессиональном становлении.
Георгий Матыс
обсуждение >>