Фильм «Мой друг — человек несерьезный» предлагает к размышлению образ неординарный, непростой, не способный вызвать однозначную реакцию. Арвид — веселый, компанейский парень, инфантильный и увлекающийся. Он не согласен мириться с любым обманом, не терпит показухи, не умеет кривить душой. Но с другой стороны он как бы «застрял» в мальчишеском возрасте, не способен осознать, что он — муж, отец семьи и что все это накладывает на него определенные обязательства. Не сложились отношения на работе, появилась конфликтная ситуация и с места в карьер подает заявление об уходе. Приспосабливаться, а тем более идти на сделки с собственной совестью он не намерен. Трудовая книжка пестрит новыми названиями организаций, новыми должностями, вызывая удивление и неодобрение у солидных начальников отделов кадров. Иные чувства вызывает его поведение у жены: надоело снимать квартиру, нет сил и работать, и вести хозяйство, и воспитывать сыновей, да еще и наблюдать чудные завихрения незадачливого супруга. Хочется нормальной жизни. Ведь живут же вокруг благополучные, серьезные люди. Вот и мать нашла такого благополучного человека, для которого дом, семья — превыше всего. Этот ничего не упустит, на все готов, лишь бы пополнить собственный бюджет. Нет, так больше жить нельзя, нужно внять уговорам, послушаться умных людей да и самому взяться за ум, тем более что родственник готов пойти навстречу. Начинается новая эра в биографии нашего героя и также плачевно заканчивается. Вновь выясняет Арвид, что высокие заработки в бригаде зиждятся на очковтирательстве, что нужно не видеть многих махинаций, чтобы порадовать семью очередной премией. И вновь взыграло ретивое, вновь решил добраться до истины, озлобив на сей раз не только родственника-стяжателя, но и товарищей по бригаде. Выход опять только один — искать новую работу. А самое обидное, что наш герой — человек талантливый, с огоньком, хороший рабочий, в «скитаниях» своих овладевший многими специальностями, мастер, что называется, на все руки. Но в отличие от многих других персонажей, уже знакомых нам по экрану, он не борец, ему просто хочется делать свое дело честно, увлеченно и радостно. Не сглаживая противоречий в характере, сценарист пытался исследовать зазоры, возникающие между этой личностью и теми обстоятельствами, в которые герой не может «вписаться». Комедийная интонация не снижала серьезности проблем. Однако, по-моему, экранный рассказ о «несерьезном» человеке ведется чрезмерно серьезно. Бытописательская обстоятельность утяжеляет повествование, нарушается равновесие между конкретным содержанием истории и способом ее кинематографического воплощения.
И все-таки Арвид способен стать другом зрителя, его несерьезность оказывается поводом к размышлению.
кинокритик Ирина Шилова
«Спутник кинозрителя», февраль 1977 года
обсуждение >>