Немолодые люди любят друг друга. Они не могут, да и не хотят знать — как они жили прежде. Но один вдруг должен уехать. И Ксения (Т. Семина) рассказала все о себе. Была, оказывается, в ее жизни любовь романтическая, жертвенная, возвышенная, безрассудно отчаянная. Был и брак по трезвому расчету. Поймет ли ее, оценит ли все ее радости и муки добрый и честный друг?
Фильмы о любви всегда интересуют зрителей, и особенно юных, а признанием критиков пользуются редко. Чаще всего авторов осуждают за погружение в узкоинтимный мирок, бранят то за пошлость, то за чрезмерную многозначительность. А об этом, самом радужном, самом человечном из чувств, гении всех веков рассказывали так, что в нем, как в волшебном зеркале, отражалось время, его идеи, нравы, обычаи, его психология и философия.
О такой любви и поставил фильм Сергей Микаэлян по сценарию Б. Метальникова. В нем рассказано о том, как живут этим чувством люди именно нашего времени со всеми его событиями, приметами, нравами и характерами. Нет в этой печальной, в общем, повести ни пафоса, ни котурнов, но благодаря превосходной актерской игре каждое событие, каждый поступок, каждое слово раскрывают и глубину чувства, и силу нравственного урока, который дает жизнь героям фильма. Простые люди — медсестра из поликлиники Ксения (Т. Семина) и механик самоходного буксира Федор (А. Джигарханян), — оба уже не молодые, любят друг друга. Оба они взаимно снисходительны, как и положено в их возрасте, оба они не знают, да и не желают знать, что было в прошлом у каждого. Вероятно, у каждого всякое бывало. Федора переводят в другой порт — и пришел конец этой, такой сдержанной, хотя и очень нежной любви... В этот печальный вечер и решила все о себе рассказать Ксения...
Ее потрясающий рассказ и есть живое содержание фильма.
В госпитале, раненая, с рукой в лубке, встретила Ксения летчика Пименова (В. Соломин) и полюбила его всем сердцем. Она не сказала об этом словами поэтическими и пылкими, но добилась, чтобы ее послали в часть, где воюет летчик. Под свист пуль пробралась она в развалины осажденной церкви, — так под вой канонады снова встретились влюбленные. Это поразительные по драматизму сцены. Но вот ушел на разведку летчик и не вернулся. Так война убила первую любовь Ксении. С удивительно точно отработанными деталями быта показано послевоенное время. В городе женщины, девушки — вдовы и невесты,— у которых нет никаких надежд на счастье. И когда появляется тароватый, хозяйственный, рассудительный Евсей Евсеич (В. Павлов) и деловито предлагает Ксении пожениться — все ее убеждают: лучшего не найдешь... Ксения вышла замуж, и, пожалуй, эта ошибка — самое красноречивое слово в защиту любви и самое яростное обличение, самый убедительный урок: нельзя, невозможно, совершенно нетерпимо без любви, без духовной близости, без союза равноправных и одинаковомыслящих заключать брак! Ну, а как же милый и симпатичный механик? Уехал ли он после того, как Ксения все ему рассказала о себе? Посмотрите фильм — узнаете...
Василий Сухаревич
обсуждение >>