Поначалу Вася Чариков испытывает горькое разочарование: вместо того чтобы сражаться на фронте, он должен торчать здесь на водолазных работах... Но потом он видит, как героически и самоотверженно работают для фронта женщины и подростки, успевает понять и полюбить этих людей. И даже совершить героический поступок, спасая жизнь попавшему в аварию товарищу.
В фильме, рассказывающем о далеком тыле, возникает правдивый образ военного времени, переданы чувства, надежды советского народа в те тяжкие дни. Отдельные персонажи, эпизоды поставлены с большой проникновенностью и художественной цельностью. Можно ли забыть, например, сцену получения «похоронки», когда молодая вдова, окаменев от горя, чуть было не лишилась рассудка. Но ее горе — общее для всех, весь поселок переживает его вместе с ней. С большим тактом проводит эту сцену Н. Дмитриева. Надолго останется в памяти и образ старой Назарихи в прекрасном исполнении В. Сперантовой, особенно сцена, где она, сидя в пустой комнате, разговаривает со своими шестью погибшими сыновьями, советуясь с ними, как с живыми. Старая Назариха с ее душевным благородством и мудростью в этом фильме вообще играет не меньшую роль, чем молодые герои. В ней воплощена та могучая нравственная сила, душевная стойкость, которая передается от поколения к поколению. И когда она ведет свой странный диалог в пустой комнате, мы, кажется, вместе с ней слышим голоса ее сыновей-фронтовиков. Назариха одновременно проста и величественна. Жить ей осталось совсем недолго, и впереди, она знает, немало тяжких испытаний. Но можно не сомневаться, что проживет она остаток дней своих не для себя, а для людей, проживет так, как велит совесть.
И хотя сюжетно герои впрямую не связаны с Назарихой, в их судьбах непременно есть отзвук судьбы этой замечательной русской женщины, совершающей свой материнский подвиг со скромным достоинством, без мысли о благодарности. Этот отзвук в трудолюбии и долготерпении работниц деревообделывающего предприятия, в их мужестве, целомудрии, верности, в том, как чутки они к чужому горю, как умеют выручить и поддержать друг друга. Тот же отзвук слышится нам и в судьбе подростков, вставших к станкам вместо ушедших отцов и братьев. И даже в том, как умело и спокойно управляет своим «бабьим царством» вернувшийся с фронта после ранения директор завода (В. Расцветаев). Вообще в этой картине люди красивы той нравственной красотой, которая дороже всего. Думается, режиссер и драматург сознательно «высветлили» атмосферу картины, заставив нас смотреть на мир глазами юности, для которой он всегда прекрасен. Пожалуй, в этом и состоит обаяние нового фильма. Что же касается Васи, то на его долю всего хватило — была и чистая юношеская любовь, были и бои на фронте. Но бои — это уже потом, после того, как он покинул далекий тыловой поселок, где люди самоотверженно трудились для победы, и своих друзей — старшину (Л. Неведомский), Леху (Е. Карельских), свою первую любовь Тоню (Е. Борзова), и тех замечательных женщин, к которым успел привязаться, как к родным.
Кинокритик Фрида Маркова
обсуждение >>