Перед режиссером, собравшимся перевести книгу Мележа на экран, было несколько путей. Можно было увлечься самобытным национальным колоритом, красочными крестьянскими обрядами и сделать ленту в духе «поэтического кино». Можно было выделить трагические линии судеб Ганны Чернушко, разлученной с любимым — бедняком Василем — и отданной замуж за нелюбимого богатея Евхима Гдушака, и ее подруги Хадоськи, чья жизнь была бездушно изломана этим самым кулацким сынком Евхимом. А можно было целиком сосредоточиться на социальных преобразованиях и жестоких классовых боях, происходивших в 20-е годы в белорусской деревне. Виктор Туров выбрал самый, пожалуй, трудный путь экранизации масштабного романа — «без потерь», во всей его многоплановости.
Итак, на экране — туманные, диковатые полесские равнины, холодно поблескивающие разливы воды, песчаные острова, почерневшие от старости и вечных дождей хаты деревень. Скудная, трудная, но кровно родная, а потому любимая земля полещуков. С экрана звучит своеобразный говор жителей Полесья, нежные, грустные их песни. Нам открывается полесский быт, воспроизведенный с чисто этнографической точностью и подробностью. Мы видим, как сложно, противоречиво и неотвратимо входит в веками устоявшуюся жизнь новое, как отзывается история в человеческих судьбах.
Поэзия и патетика, среда и быт, история и человеческие судьбы — все это в киноповествовании Виктора Турова сплавлено воедино тем, что и «позвало» режиссера в книге Мележа, тем, что сделало для него экранизацию романа настоятельной необходимостью. Это глубоко осознанная и глубоко личная пристрастность художника ко всем голосам и краскам родной земли, к каждому проявлению народного характера и творческой силы народа.
«Спутник кинозрителя», февраль 1982 года
Снимал ли я картину на современную тему или обращался к классической литературе, с годами все настойчивее ощущал я желание рассказать о земле, где родился, вырос, живу. Глубже понять и осознаннее полюбить эту землю помогла мне «Полесская хроника» нашего прекрасного писателя Ивана Мележа. А роман «Люди на болоте» из «Полесской хроники» многие годы был для меня тем желанным и зовущим произведением, которое могло бы помочь осуществлению моей мечты.
Виктор Туров
обсуждение >>