"Зеленый фургон", пожалуй, самый известный фильм Генриха Габая.
По-моему, ему неплохо удалось передать своеобразие повести Козачинского, послужившей основой для сценария: сочно вылепленные характеры, грустноватый юмор, эксцентричность.
...Одесса 1919 года. В городе чуть ли не каждый божий день меняется власть. Иногда город становится "ничейным", а порой властей сразу целых три. И у каждой есть своя "государственная граница". Именно в такую обстановку "тихой Одессы", наводненной к тому же воровскими шайками, попадает незадачливый гимназист Петя. И вот при переходе одной из "границ" Петя и его дедушка задержаны. Камера останавливается на мутных глазах нахального прапорщика. Выстрел - и Петя, судорожно хватаясь за грудь, оседает на землю... Драматическая развязка? Ничуть - Петя открывает глаза и вынимает из-за пазухи толстый том "Трех мушкетеров". И из пробитой книги выпадает теплый кусочек свинца...
На таком столкновении драмы и комедии построен и весь фильм Габая. Увы, поставив еще одну заметную картину ("Лебедев против Лебедева", 1966 г.), Генрих Габай эмигрировал на Запад. И там, по слухам, так и не сумел добиться даже минимального кинематографического успеха...
Александр Федоров
обсуждение >>