...Весьма кокетливая изящная девушка тщательно прихорашивается перед выходом на улицу — судя по всему, она вполне серьезно относится к своему внешнему облику. Придирчиво вглядывается Мара (актриса Ж. Болотова) в зеркало, привычным жестом поправляет карандашом линию глаз у века, прическу и... пристегивает кобуру с пистолетом на тонком ремешке так, чтобы она не была видна постороннему глазу под модной замшевой курточкой... Неожиданная деталь туалета для нежной невесты, выпархивающей в таком виде навстречу жениху!
...В одной из рижских клиник работает группа врачей-энтузиастов, возглавляемая молодым и весьма одаренным медиком по имени Имант (актер А. Белявский). Для лечения тяжело больных пациентов врачи пользуются только что открытым ими радиоактивным лекарством витофан. И вот в один из дней сейф, где хранилось редкое лекарство, был взломан, а драгоценный витофан похищен.
...На улицах города мелькает такси, слывущее ужасно злополучным. Стоит его водителю (актер Г. Цилинский) выехать в очередной рейс, как такси № 24—25 исчезает, и исчезает надолго. Вот и в описываемый авторами фильма день шофер Пурвитис зашел поужинать в кафе, где позволил себе потанцевать немного с давнишней приятельницей, а когда вышел на улицу — машины № 24—25 и след простыл! Пурвитис немедленно сообщил об этом в милицию, и так как без машины делать водителю в городе нечего, взял Пурвитис и махнул в двухнедельный отпуск — мать навестить... Кажется, что общего между этими вполне независимыми, хотя и одинаково недосказанными историями? На первый взгляд ничего. И все же именно эти три истории, «спаянные» воедино авторской волей, обеспечивают приключенческому фильму «24—25 не возвращается» (режиссер А. Бренч, авторы сценария Г. Цирулис, А. Имерманис) и занимательность, и поучительность.
А раздельность этих трех линий обманчива и мнима, ибо, как вы в этом сможете легко убедиться, оторвать одну от другой невозможно. Начнем с того, что милая Мара, ловко прячущая огнестрельное оружие в складках девичьих костюмов, является лейтенантом уголовного розыска и именно ей поручает начальство вести дело об исчезновении витофана. Жених Мары, Имант, работает в той самой клинике, в которой произошло ограбление — больше того, именно у него хранятся ключи от сейфа с лекарствами. Маре приходится идти по следам, которые, как она боится, могут привести ее шаг за шагом к Иманту...
А Пурвитис, водитель такси 24—25? Какова его роль и его участие в зловещей истории с кражей витофана? Авторов фильма и тут не застанешь врасплох — сюжетные связи точны и прочны: женщина, погибающая в больнице из-за отсутствия лекарства — жена приятеля Пурвитиса, Межулиса (арт. Э. Павулс), такого же шофера такси, как и сам Пурвитис. Было бы, думается, жесточайшей несправедливостью по отношению к авторам этой занимательной ленты, если бы мы начали раскрывать здесь все ее сюжетные и следственные секреты — да и зрителям, надо полагать, значительно интереснее будет распутать это сложное дело одновременно с лейтенантом Марой, чем узнать от нас о его результатах. Как говорят на Востоке — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать... А увидеть в этом фильме зрителям предстоит еще очень многое — ведь мы не рассказали пока самого главного: мы не рассказали о том, как шаг за шагом выясняла Мара историю с кражей, кем она осуществлялась и по чьему указанию...
Раиса Зусева
«Спутник кинозрителя», май 1969 года
обсуждение >>