— Дай прикурить! — хрипло кинул мне парень в разорванной солдатской гимнастерке, присаживаясь рядом.— Передохну...
Запыленное лицо. Спекшаяся кровь на повязке, стягивающей бурые от грязи вихры. Сбитые армейские ботинки... Он был явно чужаком на этой благополучной скамейке, где собираются посудачить в обеденный перерыв.
— Ты откуда?
— Гу-га. Понимаешь? Я...
Но договорить он не успел. Из-за угла донеслась беспорядочная винтовочная пальба. Парнишка вскочил, на ходу срывая с плеча карабин.
У административного корпуса Одесской киностудии по ухоженному газону шел в наступление взвод штрафников. Штурмовали высотку, которую потом доснимут в Белоруссии. Рождались очередные кадры фильма «Гу-га».
Странно-игривое название расшифровывается просто и страшно: «Гу-га!» — так вместо «Ура!» кричали штрафники, поднимаясь в атаку.
Это будет рассказ о штрафниках Великой Отечественной, о батальонах и ротах смертников. О них молодым было известно разве что по песне В. Высоцкого, а в «Дружбе народов» № 8 за 1987 год появилась повесть М. Семашко — писателя, служившего в военное время в штрафбате. Ее герой — парнишка-одессит, провинившийся в летном училище и посланный под пули «искупать вину», во многом похож на самого автора.
О многом мы не знали... О том, как штабисты-выдвиженцы свои тактические ошибки заливали кровью штрафников. Как подстегивали обреченных людей стоявшие в леске за передовой заград отряды. Как страшно жили и умирали воинские формирования из заключенных, проштрафившихся солдат регулярных частей и пацанов-лейтенантов, отосланных на фронт за мальчишеские провинности.
— Только у нас в государстве существовало правило: ошибки искупи кровью. Варварский принцип! — рассказывал режиссер Вилен Новак, когда мы на следующий день встретились в его студийном кабинете.— Людей посылали на убой, прикрываясь якобы гуманным расчетом: месяц службы в штрафбате приравнивался к десяти годам тюрьмы. Но может ли кто-то так распоряжаться человеческой жизнью, решать, имеет ли право на жизнь другой?
Чтобы не «отвлекать» зрителя знакомыми лицами, В. Новак не стал приглашать известных актеров. Исключение составляет лишь Андрей Толубеев из БДТ имени М. Горького, играющий капитана штрафроты. В большинстве ролей заняты еще не снимавшиеся в кино артисты, много непрофессионалов. На главную роль приглашен Алексей Волков, еще школьником снимавшийся в фильмах «Лидер», «Берега в тумане», «Как стать взрослым».
«Советский экран» № 15, 1989 год
обсуждение >>