"Я поставил себе две цели: я в "Арсенале" буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию. ...Я зачастую работал, как работает боец в бою, - не заботясь о том, по правилам ли рубит он врага или не по правилам", - писал Александр Довженко (Сб.За большое киноискусство.М.,1935.С.60). Но если отвлечься от идеологической начинки "Арсенала", можно заметить, что фильм во-многом построен по фольклорным, мифологическим законам. Сражающийся с Центральной Радой солдат Тимош по сути - типичный мифологический герой: он бессмертен (вспомним знаменитую поэтическую метафору Довженко, когда в сцене расстрела от Тимоша отскакивают пули), лишен психологических тонкостей. Тимош, скорее, символ, чем характер. В "Арсенале" есть и другие фольклорные приемы (оживший портрет Шевченко, говорящая лошадь и т.д.). Нельзя не упомянуть и яркую, экспрессивную операторскую работу Даниила Демуцкого, снявшего потом и другие знаменитые фильмы Довженко.
Александр Федоров
обсуждение >>