Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

В субботу (2011)

В субботу кадры из фильма
Оригинальное название
Innocent Saturday
Год
2011
Страна
Германия, Россия, Украина
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  4.737 / 38 голосов

   
Оператор
Художник
Страна
Производство
киностудия «Пассажир», Non-Stop Production, Bavaria Film
Премьера
24 марта 2011, 26 апреля 2011 (Первый канал)
Сборы в России и СНГ
$ 138 043
Жанр
Подборки фильмов
26 апреля 1986-го года — первый день после аварии на Чернобыльской АЭС. Суббота «незнания». Суббота, когда жизнь нельзя отменить, когда девушки, надевают выходные туфли на каблуках – потому что суббота – выходной день. События фильма разворачиваются в первые 24 часа с момента аварии. Главный герой картины становится невольным свидетелем катастрофы. Случайно он узнает всю правду о трагедии и оказывается перед моральным выбором: спасти людей или выполнить приказ «сверху» и не сеять панику.

последнее обновление информации: 18.07.22

Субъективное излучение
Наш кинематограф уже обращался к теме вышедшего из-под контроля мирного атома. Широкоэкранное полотно «Комиссия по расследованию» (режиссёра Владимира Бортко) было создано за восемь лет до чернобыльской аварии, и теперь смотрится полной противоположностью фильму Александра Миндадзе.

Если «Комиссия по расследованию» – это гимн союзу советских инженеров и бюрократии, совместно предотвращающих катастрофу, то фильм Миндадзе о спасении индивидуальном, показанном субъективно через узкий круг знакомых и случайных лиц уже после того, как катастрофа произошла. И по логике показанных в них событий и по времени создания оба фильма разделены Чернобылем, который как бы разрубил нашу историю на период, когда ещё были возможны фильмы-утопии о спасении через коллектив, и когда пришло время киногероев, рассчитывающих лишь на себя и ни в чём не доверяющих обществу. Подобный личный дневник «дезертира» (всё-таки главный герой – инструктор Горкома, «солдат идеологического фронта») был немыслим в советском кино. С другой стороны, кинополотно в жанре отчёта-расследования о неслучившейся на АЭС катастрофе (как вариант, на ГрЭС) вряд ли возможен в российском кинематографе сегодня, так как в дефиците вера в научно-технический прогресс и в то, что российское общество устроено рационально. Все мы теперь прожжённые циники и «знаем», что надежды на инженеров и технику мало, что все честные чиновники остались в советских фильмах, и единственный рациональный выход из надвигающейся катастрофы – бежать.

В ленте Миндадзе трудно найти кинематографические открытия в их, так сказать, чистом виде. Основные ингредиенты этого фильма – жанровые, эстетические – где-то встречались, а некоторые когда-то были открыты в совместных творениях сценариста Миндадзе и режиссёра Абдрашитова. Если коротко обозначать формулу, по которой фильм, если не варился, то узнаётся, я бы сказал, что это:

«Город Зеро». Абсурдная ситуация города-ловушки, попытка бегства героя из города, от себя и от судьбы.

«Дневной дозор». Смесь подлинных, бытовых примет времени и кинематографического сна-кошмара. Надвигающаяся катастрофа – это конец света, который инсценирован в узнаваемых подлинных декорациях.

«Питер FM». Ритм фильма, субъективность – герой в постоянном движении и в постоянном общении.

Плывущий, скользящий ритм картины, субъективная камера и смазанные этим ритмом характеры героев, поданные без психологического углубления, как бы репортажно, - всё это можно отметить как достоинства фильма и одновременно как недостатки современного российского кинематографа. В этой импрессионисткой манере режиссёр Миндадзе изобразил фильм-концепцию, субъективный кинопоток, несущий главного героя и вместе с ним зрителей сквозь события одного дня, не искривляясь, не останавливаясь на судьбах конкретных людей. В таком кино невозможен хотя бы эпизод, где бы царствовал второстепенный персонаж, как это нередко случалось в советских картинах. Понятно, что фильм задуман таким изначально, что даже главному герою отказано в подробной психологической прорисовке – весь фильм актёр Антон Шагин существует в довольно узком актёрском диапазоне.

За всем этими достоинствами фильма Миндадзе просвечивают недостатки нашего современного кинематографа в целом, который, увы, славится понижением общего уровня исполнительского искусства. Любимец творческого дуэта Абдрашитова и Миндадзе – актёр Олег Борисов в каждой роли сражался за увеличение её внутреннего объёма, выразительного, психологического, морального, смыслового… Актёры в фильме «В субботу» почти не сражаются за глубину образа. Из ролей второго плана можно вспомнить разве что двух партийных секретарей, которых режиссёр заставил заглянуть в «душу» реактора.

Не знаю, каким мог быть фильм «В субботу», если б свершилось кинематографическое чудо – и герои обрели бы более глубокое существование на экране. Но в рамках задуманного и исполненного мы увидели кино об убегающем человеке, а, как известно, во время бега многие чувства притупляются и сам бегун становится подобен машине.

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 78
Klich   27.05.2024 - 08:47
Посмотрел сейчас. Лучше поздно, чем никогда. Слабый фильм. В других фильмах про ЧАЭС тема куда как лучше раскрыта. И герои более динамичны. Тема ЧАЭС еще долго будет подниматься. И в литературе, и в кинематографе.... читать далее>>
№ 77
Alex2127 (Москва)   17.05.2021 - 20:17
Очень хороший фильм –только жаль, что не слышно каждое слово героев. читать далее>>
№ 76
sergdani   25.08.2019 - 13:44
Пишу только для того, чтобы возразить некоторым форумчанам, уверяющим, что фильм не понравился НИКОМУ. Это не так, он понравился, и не только мне. Он НЕ отстой, и НЕ пустой. Конечно, у меня тоже есть к... читать далее>>
№ 75
Fred2013 (Haifa)   9.06.2019 - 17:21
Фигня на постном масле. Поведение персонажей психологически недостоверно. Этакий пир во время чумы, но такой пир бывает только когда человек не знает, как защитить себя и близких от чумы. Эти знают, что... читать далее>>
№ 74
Крылья   10.04.2019 - 20:42
Хороший фильм. Те, кто не видят смысла, не умеют смотреть. Главный герой, электрик 3-го блока Валерка - как сантехник Дима из фильма Быкова "Дурак". Он пытается докричаться до власти, но те,... читать далее>>
18 мая
ТВ-3
18 мая
ТНТ
18 мая
Первый канал
19 мая
Домашний
19 мая
Пятый канал
20 мая
Домашний
21 мая
Домашний
5 мая
Wink
9 мая
Peacock
12 мая
PREMIER
13 мая
Max
15 мая
IVI
Кино-театр.ру в Telegram