Дождь фестивальных наград и дружный хор восторженных отзывов сопровождал "Барабаниаду" практически с первых дней ее выхода на экран. "Уникальный вклад в развитие российского кино", "верность теме и любовь к жизни" - вот лишь некоторые фразы из "похвальных листов" адресованных картине. Боюсь, мой голос выпадает из хора, однако скажу прямо - "Барабаниада" кажется мне самой слабой работой талантливого режиссера. Попробую объяснить, почему. Прежние сказочные притчи Сергея Овчарова /"Нескладуха", "Небывальщина", "Левша"/ и даже вольная экранизация "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина под названием "Оно" создавались в условиях жесткой цензуры, которая только к концу 80-х стала слабеть и чахнуть. Используя традиции русского сказочного фольклора, комедийные приемы Великого Немого, Сергей Овчаров создал на экране мир, построенный на эксцентрическом иносказании. Не могу утверждать, что режиссер предлагал зрителям запутанные ребусы и символы: сатирическая заостренность его фильмов прочитывалась, вероятно, каждым внимательным поклонником десятой музы. Однако в фильмах Сергея Очарова не было поверхностной публицистичности, конъюнктурной "смелости" и штампа. К сожалению, в "Барабаниаде", на мой взгляд, ощутимы излишняя прямолинейность символики и едва ли не "газетная" сатира, вопреки притчеобразности сюжета отражающая "злобу дня" в среднестатистическом духе журнала "Крокодил". Сам по себе замысел интересен: поставить полнометражный фильм без единой реплики персонажей,притчу о злоключениях барабанщика похоронного оркестра, получившего в наследство волшебный барабан, с которым он странствует по белу свету постперестроечной России. Но... Опять это придирчевое "но"! Оригинальной фабульной пружины / бедолага барабащик вынужден повсюду следовать за своим барабаном/ хватает по сути дела, лишь на короткометражку.Уже минут через сорок ощущается исчерпанность приема. Эпизоды картины нанизываются друг на друга не по принципу раскручивающейся пружины, а вполне монотонно. Сцена, в которой чудо-барабан на несколько минут превращается в телевизор и показывает главному герою какие-то мутные мелькающие кадры, по-моему, просто скучна. А кульминационный эпизод визита иностранных бездомных к российским,происходящий на городской свалке, словно взят напрокат из фильма Эльдара Рязанова "Небеса обетованные", но сделан , пожалуй, более грубо и актерски куда менее выразительно Образ России как свалки, населенной бомжами и нищими, на рубеже 90-х годов стал чуть ли не самым распространенным штампом медиа-текста. Да и другие символы "Барабаниады" не отличаются многозначностью и глубиной. Лицезрение обмена папками с договорами о сотрудничестве между лидерами отечественных и зарубежных нищих вряд ли восхитит кого-то сатирической смелостью и полетом фантазии. К сожалению, такого рода конъюнктурных сцен в фильме немало. К тому же и поведение главного персонажа - грустного клоуна , напоминающего бледное отражение Бастера Китона, и ход развития очередного эпизода вскоре после начала картины становятся излишне предсказуемыми. Правда, музыка за кадром звучит хорошая: Бетховен, Моцарт, Малер, Мусоргский - это на века!
Александр Федоров
обсуждение >>