В прошлой, еще советской жизни украинский режиссер Николай Мащенко получил довольно шумную известность благодаря телесериалу «Как закалялась сталь» (по роману Николая Островского), воспевавшему коммунистические революционные идеи. Оказавшись гражданином независимой Украины, Мащенко поставил фильм, обвиняющий коммунистический режим сталинских времен. Такая перемена знаков - с «плюса» на «минус» свойственна ныне многим славянским деятелям культуры и политикам, гневный разоблачительный пафос «Венчания со смертью» Николая Мащенко не вызывает никакого удивления. К тому же история, рассказанная в фильме (убийство мирных жителей, случайно ставших свидетелями массового расстрела так называемых «врагов народа» в конце 30-x годов), основана на подлинных фактах. Раздражает другое -отсутствие чувства меры: режиссер, что называется, накачивает экспрессию повествования до размеров поистине необъятных. Нервность монтажа и операторской работы подкрепляется взвинченной, откровенно театральной игрой актеров, которые играют так, как если бы они находились на арене стадиона перед десятитысячными зрительскими трибунами, - форсируя жесты, мимику, голос и т.д. Но у кинематографа иные законы - здесь порой достаточно мимолетного изменения выражения лица на крупном плане, и нам уже понятно психологическое состояние персонажа. По всей видимости, увлеченный темой репрессий, Николай Мащенко решил выразить свои мысли и чувства «во весь голос». Что ж, в этом он остался верен себе - в фильме «Как закалялась сталь» крику тоже было много.
Александр Федоров
1995 год
обсуждение >>