История мальчика по имени Филипп, онемевшего в пять лет, ребенка странного и замкнутого, который проводит целые дни на зеленых лужайках торфяных болот. Лишенная языка природа для Филиппа роднее, чем родительский дом, безгласные звери и птицы ему ближе людей. Все это замечает сосед родителей Филиппа, седой голубоглазый полковник в отставке. Замечает он и любовь мальчика к дикому белому жеребенку. В отличие от родителей ребенка, он понимает природу его немоты — Филипп так одинок, — и прилагает все усилия, чтобы вылечить мальчика. История дружбы Филиппа с белым жеребенком, с соколенком по имени Миледи, история его знакомства с девочкой Дианой, короче говоря, история его постепенного выздоровления и составляет сюжет картины.
В картине этой привлекательно многое. Это и высокий уровень кинематографического мастерства ее авторов: сценариста Давида Рука, режиссера Ричарда Сарафьяна, оператора Уилки Купера. Это и участие в картине двух звезд — популярного английского актера Джона Миллза в роли полковника и маленького Марка Лестера, одаренного исполнителя главной роли, запомнившегося всем по роли диккенсовского Оливера. Это и красота типично английских пейзажей, на фоне которых разворачивается действие картины.
Однако главное обаяние фильма заключено, пожалуй, в своеобразии авторской точки зрения, которая находится где-то на стыке детского видения мира с видением поэтическим. Мир ребенка, так же, как и мир поэта, это мир, где все происходит впервые. Здесь каждая любовь, и каждая боль, и каждая потеря — самая первая и поэтому самая сильная. Именно такой мир мы видим на экране. И в этом необычном освещении история для детей как бы обретает отблеск взрослых, порой грустных, но неизменно добрых мыслей. Вот маленький Филипп первый раз в жизни нашел друга. Первый раз заговорил, произнес свое имя — Филипп, — назвав так голубоглазого белого жеребенка. Эта сцена могла бы показаться сентиментальной, если бы ее не оттеняли недетские мысли о том, что только бескорыстная любовь к другому может помочь выразить себя, излечиться от немоты, произнести свое имя. Вот так, обогащая и оттеняя друг друга, и развиваются два плана повествования, донося до зрителей главную мысль картины, мысль, которая может быть выражена словами Достоевского, назвавшего любовь — «неустанным трудом».
Кинокритик Даль Орлов
обсуждение >>