Один из лучших фильмов Люка Бессона - "Сабвей" завораживает своеобразной "клиповой" эстетикой. Здесь почти каждый эпизод становится эффектным аттракционом виртуозного монтажа, мызыки, цвета, света, непредсказуемой пластики движений героев в исполнении превосходного дуэта Кристофа Ламбера ("Горец", "Сицилиец") и Изабель Аджани ("Барокко", "Королева Марго").
Герои "Сабвея" живут в причудливом и странном мире "служебных помещений" парижского метро. Тут находится место полицейскому участку, воровской "малине", музыкальным репетициям и концертам и, разумеется, пассажирам.
Бессон ("Пятый элемент", "Леон") вовсе не стремится к убедительности психологических мотивировок и к глубине проникновения в характеры своих героев. Это вполне условные, хотя и чрезвычайно броско поданные фигуры - будь то аутсайдеры общества, либо оказывашаяся среди них избалованная жена преуспевающего бизнесмена. Люк Бессон строит свой фильм, как увлекательную игру, заставляя раскручиваться действие подобно упругой пружине. Вовремя разряжая накапливающееся напряжение преследования, режиссер все время словно подмигивает зрительному залу. Снимать кино для него - видимое наслаждение. Будто в пику академическому киноведению, богатому на многословные рассуждения о сложностях и трудностях творческого процесса, Люк Бессон с элегантной легкостью создает на экране атмосферу ироничной и насмешливой пародийной стилизации. При этом фильм Л.Бессона не производит впечатления рассудочно-холодного опуса. Он проникнут чувственностью, особенно в актерской игре, где ощутим дух импровизационной свободы.
В напоминающем авангардистский балет "Сабвее" Кристоф Ламбер неподражаемо пластичен в роли бесшабашного парня с разлетающейся в разные стороны копной желтых волос. Его герой отчаянно влюбляется в красотку из "высшего света", пытается ее шантажировать, а потом прячется от полиции и наемных убийц в подземных лабиринтах. Вместе с режиссером Ламбер строит свою роль так, чтобы ассоциации с главным персонажем знаменитого фильма Жана-Люка Годара "На последнем дыхании" были неизбежны. Хотя герой Ламбера, в отличие от героя Бельмондо, обезоруживающе наивен, бесстрашен и словно излучает любовь и доброту...
Александр Фёдоров
обсуждение >>