Главный герой Андрей, воспитанник интерната, в детстве унаследовал от своей бабки-ведьмы паранормальную сущность. В наши дни он предстает как смазливый и самостоятельный, пишущий жутковатые картины молодой человек (
Андрей Дементьев). Его оборотливый товарищ (
Александр Златопольский) пытается выдать творчество Андрея за новое направление в искусстве, но получается у них примерно как у Гельмана в Перми, в смысле "не очень". В действительности картины отображают ночные кошмары Андрея: каждую ночь он пытается скрыться в одних и тех же коридорах от своей почившей прародительницы, причем бабушка выглядит как заметно постаревшая девочка из
«Звонка». Параллельно разворачивается история любви Андрея и его девушки (
Мария Ясная), которая уже после первого секса начинает замечать странности, происходящие вокруг ее возлюбленного.
По словам самого режиссера, главная идея фильма звучит пафосно, как статус из популярного паблика Вконтакте - «от себя не убежишь». Если учесть саундтрек от
Ярослава Малого, он же Мачете, который традиционно своими песнями спасает русский кинематограф («
В ожидании чуда»,
«Жара» и т.д.) и суровость провинциального молодежного провинциального быта, то получим достойно выдержанную эстетику, которая не вступает в конфликт с нарративом. «Сомнамбула», несмотря на очевидно малый бюджет, старается быть похожей на все западные хоррор/триллер хиты сразу от
«Паранормального явления» и
«Затащи меня в ад» до
«Хижины в лесу». Начинающий режиссер
Алексей Смирнов играет со всеми известными ему приемами киноязыка, в хаотичном порядке монтируя псевдодоументалистку, съёмку от первого лица, кадры со скрытых камер, поддельные видео с ютьюба и благостные картинки с екатеренбургских набережных. Фильм основан на реальных событиях, и в 1993 году все воронежские газеты действительно пестрили заметками о мальчике-лунатике, который бегает по стенам. Благодаря этому факту "Сомнамбула" производит эффект, какого в российских ужастиках не было со времён
«Мертвых дочерей» Руминова.
При желании можно найти огромное количество вариантов трактовки и скрытых смыслов о природе человека, злых силах и темных сущностях, благо создатели и пиарщики фильма на пресс-конференциях и в пресс-релизах предлагают их в изобилии, но даже без них мы имеем уверенно средний мистический триллер с весьма перспективным молодым актерским составам, включая талантливого десятилетнего
Георгия Колтушкина, которому для того, чтобы суметь зацепить зрителя, не хватило малого: нестандартного художественного решения и крепкой режиссерской руки.
«Сомнамбула» в прокате с 21 февраля.
Ссылки по теме:
Андрей Дементьев: «Двигайся дальше, несмотря ни на что»
13 хорроров 2013 года. Выбор редакции kino-teatr.ru
От «Франкенштейна» до «Мертвых дочерей»
обсуждение >>