Когда лет пять назад наши кинематографисты рискнули снять сказку
«Лесная царевна», то лично у меня появилась надежда на возрождение у нас этого замечательного жанра. Но, видать, я поторопился, потому как с выходом в прокат фильма
«Книга мастеров» наша общая мечта обратилась в труху.
Хотя, если призадуматься, то и картина
Басова и
Эсадзе далека от идеала, просто тогда она показалась глотком воздуха после пепелища, оставшегося после советских времен.
Не хочется повторять вслед за нашим корреспондентом, побывавшим на
пресс-показе, все промахи, допущенные
режиссером новой сказки, но со многими тезисами я полностью согласен. Посему выражусь просто и ясно, как один знакомый актер на премьере этого «шедевра»: полная лабуда.
Проблема
«Книги мастеров», заявленной как
«первый российский фильм с логотипом Диснея», не в зрителях и не в актерах. С ними все в порядке. Зрители – народ подготовленный и насмотренный, ему подавай хлеба и зрелищ, а не жалкую пародию на
«Властелина колец» с
«Зачарованной». Актеры же в свою очередь честно отрабатывают свою копейку, и ни к кому из них нет никаких претензий. Достаточно вспомнить
Тридцать Четвертого Богатыря или
любовницу Кащея (как, впрочем, и
его самого), чтобы улыбка заиграла на устах. Но и только…
Проблема в том, что сценарий сам по себе был «мертв» еще на стадии разработки, несмотря на участие наблюдателей с американской студии, которые обучали наших сценаристов, как строить «диснеевский» сюжет. Вроде все учли, а самое главное проморгали. В фильме нет действия. Да, в сказке нет банального противостояния между Добром и Злом, точнее, между хорошим и плохим. Конечно, никто не хотел показывать детям насилие, но победу-то Добра над Злом надо было хоть как-то отобразить! Но нет, все закончилось
«светлым будущим», словно перед нами не жесткая и своенравная
Каменная Княжна, а милейшая
Любовь Орлова, марширующая в строю спортсменов.
Представляете, как обидно будет зрителю. Он весь фильм ждал схватки, а ему подсовывают плохо нарисованный задник и слезу на лице
Апексимовой. И все. Ах, ну да, была комичная драка между
кузнецом и охотниками-алкашами с полотна
Перова (или просто детинами - уже и не вспомню из-за той неразберихи...). Но она не в счет, так как носит пародийный характер.
Ну, про спецэффекты, выполненные на уровне первых
«Doom’ов», и говорить не приходится. Достаточно представить себе башню и огненный вихрь, чтобы понять, откуда что взялось. Позабавил среди всего этого «пиршества для глаз» клубок-навигатор – хорошая задумка, из которой можно было бы вытянуть намного больше, чем показано в фильме.
Про актеров я на сей раз зарекся говорить, потому как заметил, что слишком уж повторяюсь в каждой своей рецензии. Хотя… все-таки можно было найти на главную роль более талантливого актера, а не
новичка.
И, наконец, я добрался до юмора, которым славились все наши старые-добрые сказки. Шутки вроде были все к месту, но выяснения отношений между
Кащеем и
Русалкой все-таки слишком взрослые для семейного просмотра. Родители потом устанут повторять одно и то же своим деткам.
Разумеется, имеется множество цитат (в тему и не в тему), ассоциаций, о чем сам режиссер с гордостью заявил, что делал это намеренно, потому как российскому зрителю будет интересно узнавать и угадывать все то, что он видел ранее. Ну, он и угадывает, потому как больше, собственно, на просмотре этой сказки делать и нечего.
В общем, не знаю, стоит ли советовать вам смотреть это произведение. Если бы не отсутствие внятного сюжета и зрелищных схваток,
«Книга мастеров» смотрелась бы живо и естественно. А пока же нам остается лишь на большом экране еще раз посмотреть практически никак несвязанные (не считать же перелистывание страниц монтажом!) между собой скетчи из
«Большой разницы». Если вы готовы к подобному приключению, милости просим. И не забудьте дождаться
Ольги Аросевой, иначе попадетесь на ее удочку…
обсуждение >>