На четвертый день фестиваля «Кинотавр» представил зрителям сильно различающиеся по стилю ленты. Режиссерские дебюты Алексея Рыбина из группы «Кино» «Скоро всё кончится» и «Близкие» Ксении Зуевой, а также «Турецкое седло» Юсупа Разыкова. Все три сняты без господдержки. Все три, тем не менее, затрагивают связь личного и общественного или государственного, в каждой можно разглядеть связь процессов внутри одного персонажа или целой семьи с происходящим в стране (иногда даже сложно не заметить).
«Скоро все кончится»: Не токарь я ближнему своему
Пролог: грустная блондинка идет, потом едет, потом снова идет по Берлину. Минут через пять мы встретим ее в другом обличии: она - проститутка в Санкт-Петербурге, называющая себя Дианой. Но это уже после того, как мы познакомимся с главным героем – заводским токарем Михаилом Носовым (
Михаил Сиворин), приехавшим в Питер из Челябинска, живущим скромно в квартире с постоянно включенным телевизором. Носов одинок до такой степени, что решается взять Диану (
Оксана Скакун) в качестве эскорта – сперва на час, потом на день, а потом и на неделю. Женщина нужна не столько для секса, сколько для общения, а еще он просит ее варить борщ («
Извращенец!»). По телевизору – бесконечные новости про политику, на работе с коллегой, пожилым членом партии, обсуждают тоже преимущественно повестку дня («
А кто сбил Боинг, мы никогда не узнаем»), а Диана упорно не хочет раскрывать настоящее имя и ничего про себя не сообщает. А когда все-таки откроется, их приятная связь начнет разваливаться на глазах – наружу полезут неразрешимые противоречия: она говорит, что хочет уехать на Запад и ненавидит Россию, а питерскому токарю и здесь неплохо - поэтому он ее оскорбляет и насилует. Но позже одумывается. Ведь мир не черно-белый, как постеры фильма «Скоро все кончится» и «Черного альбома» Виктора Цоя, а гораздо-гораздо сложнее.
Режиссер
Алексей Рыбин, самый возрастной дебютант Кинотавра, один из основателей группы «Кино», уверен, что хорошее авторское кино – всегда жанровое. Впрочем, это утверждение никак не стыкуется с его работой, потому что «Скоро все кончится» - настоящая авторская драма. Она своеобразна и не лишена смысла, но сделана со множеством просчетов, которые способны убить в зародыше весь интерес зрителя. Начнем с музыки. Ее очень много, как у Балабанова, связь с которым Рыбин отрицает, а продюсер Игорь Гудков подчеркивает, – песни звучат при каждом проходе, но в отличие от Балабанова, они не несут никакого драйва, а наоборот, вызывают отторжение, что особенно обидно в связи со старой близостью режиссера к Цою. Если конкретнее, в саундтреке - группы «Аффинаж» и «Король и шут», Гудков говорит, что подбирал их целый год в расчете на то, что они понравятся молодежной аудитории. При этом фильм очевидно подросткам не адресован, они не найдут тут для себя ничего интересного. Кроме музыки не работает питерская фактура, да и политические ток-шоу фоном в ключевых сценах не воздействуют так, как это было задумано – вместо натуральных телевизионных записей используются имитации, постановки, и веришь им не больше, чем программе «Час суда», хотя говорят они о важном и актуальном. Разрушает атмосферу полотна и запиканный мат, который вторгается в контекст резко, без предупреждений и всякий раз отбрасывает тебя от фильма прочь. Но больше всего смущает индифферентность съемочной группы: кому предназначен этот фильм, режиссер не знает, как и где собирается показывать – тоже не задумывался, для чего вообще сам взялся за режиссуру (при том, что из сценария можно было сделать незаурядное кино) – не признается. При всем уважении и глубине замысла не хочется поощрять такое недопонимание профессии. Если следующим фильмом Алексея должно быть кино про молодого Цоя, следует взвесить все за и против, прежде чем убивать его своими же руками.
«Близкие»: Страдать значит любить?
В московской семье не все спокойно. Отказавшись исполнять супружеский долг («Раз в неделю и уже устал?»), Ефим (
Андрей Стоянов) заявляет жене Екатерине (
Елена Чекмазова), что страшно устал от неё и семьи - он хотел лишь покоя и воспитанных детей, а в итоге из брака по залету получилось то, что получилось. Пора активировать опцию «развод». Тем временем их дочь, школьница Аня (
Надежда Иванова), регулярно пьет активированный уголь, чтобы похудеть, избавиться от насмешек одноклассников и понравиться местному ловеласу (
Данил Стеклов). Её брат Андрей (
Даниил Можаев) - нелюдимый, но очень привязанный к бабушке мальчик. Бабушку стараются сдать в дом престарелых, но не успевают - после очередного скандала она уходит из дома.
Полнометражный дебют по собственному сценарию
Ксении Зуевой - единственной девушки-режиссера в конкурсе этого «Кинотавра», - как и короткометражный «
Тупик», невольно перекликается с «
Нелюбовью»
Андрея Звягинцева и оказывается в его тени. «Близкие» также наблюдают круговорот психологического давления внутри семьи (ближе к финалу все последовательно друг на друга кричат, что провоцирует отход бабушки). Однако Зуева не претендует на высказывание о стране, а её оптика далека от хирургической безжалостности Звягинцева. «Близкие» живут нервом - и в первой половине накопившаяся усталость и разочарование персонажей не вызывает вопросов, но ближе к финалу происходящее всё больше превращается в истерику, а хрупкая драма начинает расходиться по швам. Гуманистический пафос, звучащий еще в открывающем картину монологе Екатерины про душу, в итоге перевешивает бытовую наблюдательность Зуевой, а интимную интонацию все чаще нарушают энергичные гитарные рифы в духе саундтрека
Нила Янга к «
Мертвецу». Для пущего эффекта в финале у всех всё плохо, робко льются кровь и рвота, в порезанной на монтаже сюжетной линии Ани угадывается еще и изнасилование (от него избавились), после чего семья - благодаря самопожертвованию бабушки - обретает покой (или достигает временного затишья). Чтобы сходство с
Джармушем стало прозрачнее: на заключительных кадрах, за спиной у кладбища, едет в рапиде красная электричка (ведомая, видимо, Хароном), а в ней - покойная пенсионерка. Так и «Близких» тащит за собой на предельной скорости душеспасительный месседж о необходимости мира в семье, где частенько царит локальный режим.
«Турецкое седло»: 18-е мгновение весны
Ушедший на покой из рядов КГБ Ильич (театральный актер и педагог
Валерий Маслов) тоскует по работе. На пенсии Ильич работает охранником и все время пытается за всеми следить – вольно или невольно. Когда этажом выше квартиры Ильича заселяется молодая пара из консерватории, он влюбляется в девушку (
Вероника Кузнецова), точнее – в ее голос. Но у этой романтической истории далеко не счастливый конец.
Турецкое седло, или Sella turcica – название участка головкого мозга, где находится гипофиз. Ильичу ставят диагноз «синдром пустого турецкого седла», который может сопровождаться проблемами с памятью. В фильме
Юсупа Разыкова, неоднократного участника фестиваля «Кинотавр», искаженное восприятие действительности показано буквально – в виде черно-белых с элементами красного сцен, то ли флэшбеков, то ли видений главного героя. В них и съемки порнофильмов, и убийства, и драки. Неудачно встроенные в повествование эти сцены увеличивают хронометраж картины, которая в лучшем случае могла бы быть короткометражкой о бывшем «гэбисте», тянущемся к красоте, творчеству и молодости. В итоге картина Разыкова превратилась в низкобюджетный полнометражный фильм с тремя локациями, обилием метафор, кажется, случайными отсылками к «
Семнадцати мгновениям весны» (Ильич похоронил тоже сошедшего с ума коллегу по имени Славка Тихонов) и одной гениальной сценой, разбивающей сюжетное повествование фильма. Когда Ильич, оказавшись в консерватории, случайно увидел репетицию дуэта мальчиков, звонкими голосами певших «мяу-мяу-мяу». Эту сцену, вне зависимости от качества фильма «Турецкое седло», можно назвать лучшей на нынешнем «Кинотавре».
обсуждение >>