13 июля 2011
Конкурсный фильм «Вечность» тайского режиссера Сивароя Конгсакула уже победил в этом году на Роттердамском фестивале. Это неспешный рассказ о любви и смерти. Две самые сильные темы человеческого бытия, связанные воедино. Фильм состоит из трех частей, которые вкладываются одна в другую и могут быть описаны как «воспоминание в воспоминании». Хотя совершенно необязательно понимать структуру этого прекрасного фильма, чтобы почувствовать его дыхание. Вначале взрослый мужчина оплакивает погибшую любовь, после чего вспоминает себя молодым и счастливым рядом со своей девушкой, это возвращение в прошлое тоже заканчивается воспоминанием в еще более глубокую юность, где он и его сестра ходят в школу и повторяют вслух за учителем стихотворение о любви и вечности.
Конгсакул считается последователем Вирасетакуна из-за своей приверженности к неторопливости и статичности кадра. Некоторые планы длятся по 7 минут, и зрителю, привыкшему к клиповому монтажу, нужно будет усилием воли заставлять себя не писать смс-ки в те минуты, пока на самом заднем плане через весь экран едет мотоцикл. Но тот, кто сумеет принять заданный ритм (для этого нужно всего лишь две вещи – любить кино и выспаться накануне),получит от картины прекрасное впечатление. Прекрасно и то, что историю можно понимать совсем иначе, чем описано выше. «Вечность» многомерна, открыта к любым трактовкам, каждый может наполнить картину своими рифмами, ассоциациями и жизненным опытом. Например, я только что прочитала о том, что человек в первой части умирает, а во второй перерождается и проживает новую прекрасную жизнь. Можно и так. Почему нет?
«Невидимый взгляд» - еще одна конкурсная картина из Аргентины. Фильм неплохой, хотя и односложный. Аргентина 1982 года. Школа, в которой всех муштруют, и героиня, которая в ней работает - молодая учительница, точнее, воспитательница, в задачи которой входит следить за порядком, внешним видом, отмечать присутствие-отсутствие. Она страдает от переполняющих ее чувств, которые нужно сдерживать. Из-за воздержания с ней происходят разные вещи, напоминающие фильм "Пианистка" и вообще все фильмы о воздержании. Эта девушка (девственница) - образ страны накануне революции. Довольно просто, но неплохо. Учительница в этом фильме расправляется с директором школы, то есть с «системой», в мужском туалете с помощью пилочки для ногтей. На мой взгляд в картине не хватает личного отношения к героине и к событиям. Она не из тех, кому хочется сопереживать. И честно говоря, наплевать, как у нее сложится жизнь дальше. Очень далеко она от нас, страна Аргентина. Мы и в про Армению-то знаем крайне мало.
А наибольшее внимание местного населения Еревана привлекает (если не считать таких хитов как «Меланхолия», на которую пришел весь город) как раз программа «Армянская панорама», в которую собраны фильмы из Армении, про Армению или на армянском языке. К сожалению, все мы в России практически не имеем представления о том, как обстоят дела с кинематографом у армян. И не только у армян, но и у других наших ближайших соседей и бывших соотечественников.
Приятно слышать, что базой данных нашего сайта пользуются и здесь. Однако, сейчас в Армении и других странах СНГ появляются новые имена в кинематографе, о которых невозможно найти информацию даже у нас. Ведь новые фильмы в той же Армении снимаются на армянском языке, с армянскими титрами, о них пишут только местные издания. Собирать такие данные, не владея языком, очень сложно. Так что призываем кинематографистов из Армении (и членов их семей) присылать сведения в нашу базу: биографии, фильмографии, описания фильмов, фотографии. Адресс: info@kino-teatr.ru
В рамках укрепления связей между кинематографом разных стран СНГ, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, являющийся сопартнером фестиваля представляет на «Золотом абрикосе» программу Фильмов из стран содружества. В нее вошло 10 картин, в том числе российский «Край», украинские «Райские птицы», российско-белорусская «Брестская крепость», таджикский «Истинный полдень», армянский «Рассвет над озером Ван», молдавская «Свадьба в Бессарабии», казахские картины «Невестка» и «Сказ розового кролика», фильм из Узбекистана "На том берегу, где осталось детство", уже получившим приз за главную мужскую роль на фестивале "Витязь".
Екатерина Визгалова
обсуждение >>