Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Одна из программ фестиваля – ретроспектива Романа Балаяна. В нее вошли фильмы «Храни меня, мой талисман», «Бирюк», «Поцелуй», «Полеты во сне и наяву» и «Филер». Пресс-конференция режиссера прошла в рамках неформальной встречи старых друзей. Помимо ретроспективы, 14 июля планируется отмечать 70-летие Балаяна, хотя, как это предложение фестиваля его удивило, ведь день рождения был в апреле.
Как вы отбирали фильмы для Ретроспективы?
Я выбрал свои лучшие работы. До 87 года я снимал, как мне кажется, приличные фильмы. И меня не интересовало, что говорят критики о них. После 87 года меня трогало мнение критиков, потому что я наполовину с ними соглашался.
Какое у вас отношение к современному армянскому кино?
Я болею за Арама Шахбазяна, но остальных я не знаю. Но без обид, я не знаю и состояния современного кинематографа на Украине и в России, я в кино не хожу.
Чем вы сейчас занимаетесь?
Вот уже полгода я занимаюсь сценарием, который придумал в 90-ом году. Но кроме интересной заявки пока ничего не получается. Первый вариант сценария мне не понравился, слишком сериальный. Сейчас авторша пишет второй вариант, и я не думаю, что буду его снимать. Он назывался «Ангел-хранитель», это было до того, как Бессон снял фильм «Ангел А». Но в историях есть определенные сходства. Мне даже сказали, что Бессон у меня украл идею. Какой там украл, он вообще обо мне не знает.
Вчера состоялась презентация проекта фильма о Параджанове. Что вы о нем думаете? Почему вы отказались быть его режиссером?
Лена Фетисова предложила мне снимать это кино, я отказался, хотя сначала согласился, чтобы помочь финансированию проекта. Потом меня начали все спрашивать, буду я или не буду снимать, и я признался, что не буду. Фетисова мне назвала артиста на главную роль, это Газаров, он хороший актер, но не Параджанов. Я предложил Сержа Аведикяна, который согласился и стал еще и сорежиссером. Я думаю, что это будет интересно.
Насколько Аведикян соответствует этой роли?
Я вам скажу. Ни на сколько! Я вообще думаю, что не время снимать про Параджанова. Но для мира не важно, насколько он соответствует. Есть может быть 200 человек, которые знают, какой был Параджанов, они могут возмутиться, а остальные вообще мало имеют представления о нем.
В вашем фильме «Храни меня, мой талисман» герои обсуждают, можно ли сыграть гения. Как вы считаете?
Параджанов – уникальный человек. Он ярче, чем его фильмы. Я знал Параджанова. И мы все верили, что он гений. Когда он кричал «Я гений, пусть эти мерзавцы заткнутся», мы не слышали слово «мерзавцы», но понимали, что он действительно гений. Я воспринимаю его как стихию, явление природы, но я считаю, что рано снимать про него кино. Что такое гений? Это непредсказуемая реакция на обыкновенные вещи. Но если играть только непредсказуемость, ты будешь выглядеть сумасшедшим. Хотя, я всегда считал, что Параджанов – легальный сумасшедший. Он был опасно-свободным человеком. Он говорил то, что ему было простительно, но нас могли взять. Например, он рифмовал фашисты-коммунисты. И не понимал, что надо учесть людей, которые были вокруг. Некоторые уходили, когда он появлялся, так, на всякий случай.
Как вы относитесь к Еревану?
К Еревану я равнодушен, но это не имеет никакого значения для Еревана. Я очень люблю Киев, а второй город, в котором я хотел бы жить – это Рим. Если бы меня тогда выселили из страны, я бы поехал в Рим.
Какие у вас были отношения с Янковским?
Мы дружили. С его уходом у меня закончились замыслы. Его уход – это как руку отрезали. Сейчас его сын умоляет меня снимать его фильм про писателя, который попал в аварию, ослеп, а потом прозрел и стал это скрывать. Филиппок говорит, что даже сам готов снимать, но чтобы я выступил продюсером. Но я не хочу.
Как вы оцениваете свой фильм «Поцелуй»?
В московской элите очень любили фильм «Бирюк». Я считаю его своим лучшим фильмом, после которого был большой шлягер «Полеты во сне и наяву». И я обиделся, что все забыли про Бирюка. И тогда я нашел небольшой рассказ Чехова и снял по нему «Поцелуй». Фильм вызвал разные мнения. Михалкову, которого сейчас ненавидит три четверти Москвы, фильм очень понравился. Сергей Соловьев сказал, что это моя лучшая картина, Марчелло Мастрояни тоже считает этот фильм лучшим, правда, он видел только два, его и «Полеты…».
Что такое «феномен Балаяна», о котором часто пишут критики?
Разве пишут? Я никогда не встречал. Наверное, он состоит в том, что хороший парень.
Роман Балаян, подтверждая имидж хорошего парня, перемежал ответы на вопросы смешными историями: про свою маму, Параджанова, пьяного Марчелло Мастрояни и себя самого. Он вставал с места и в лицах, жестикулируя, рассказывал анекдоты из жизни, и это было интереснее, чем разговоры о кино, поэтому пресс-конференция длилась в два раза больше обычного. Роман Балаян – сам по себе отличное кино, человек, на которого не влияет ни возраст, ни звездный статус. Трудно поверить, что в этом году ему исполнилось 70 лет. Армяне любят Балаяна, а он сам считает, что главная его заслуга перед Арменией – это он сам. «Люди, которые со мной общаются, думают, что все армяне такие».

обсуждение >>

№ 1
HAYK (Erevan)   14.07.2011 - 15:34
Роман Гургенович с Праздником Вас ! читать далее>>
Поиск по меткам
Кино-театр.ру в Telegram