На Ереванском фестивале традиционно много встреч. Уж кто-кто, а армяне умеют принимать гостей.
«Золотой абрикос» - прекрасная площадка для обмена опытом и налаживания профессиональных контактов для организаторов других фестивалей и кинематографистов из разных стран.
Однако, не стоит забывать, что кинофестиваль – это прежде всего кино. К сожалению, в общем и целом, с кинопоказом в Армении дела обстоят неважно: в Ереване всего один работающий кинотеатр, с проекцией, которая, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В этих условиях фестивалю приходится размещать свои площадки в местах, не предназначенных для кино: документальное кино показывают в кукольном театре, часть программ проходит в институте Театра и Кинематографии и в других ВУЗах. Техника везде очень старая, на ней просто нельзя показывать ТАКОЕ кино, она портит пленку. С субтитрированием тем более печально. Далеко не все картины снабжены переводом. Многие зрители по этой причине лишены возможности смотреть картины.
Немного о первых конкурсных картинах.
Два фильма первого дня фестиваля
«Керлинг» и
«Сладкое зло», оба на французском языке, в обоих главные героини - девочки-подростки, которые не посещают школу. Канадский «
Керлинг»
Дени Коте рассказывает о жизни отца и 12-летней дочери в Квебеке. В захолустном районе, где летом-то не очень много людей, зимой и вовсе никого. Изолированность и опустошенность ландшафта воздействует и на сознание героев, отмораживая их способность чувствовать и желание общаться. В этот замкнутый мир Жюливон и ее отца вклиниваются странные события, которые больше похожи на кошмары больного воображения.
Жители северной столицы могут посмотреть «Керлинг», а заодно и
ретроспективу Дени Коте буквально на днях, на открывшемся в один день с «Золотым Абрикосом» Санкт-Петербургском Международном кинофоруме.

Второй конкурсный фильм,
«Сладкое зло» французского режиссера
Николаса Бревьера, рассказывает о 15-летней девочке, которая врет. Она притворяется бедной сиротой и входит в доверие судьи, приговорившего к 5 годам тюрьмы его мать. Девочка мастерски, методично разрушает жизнь этого человека. Интересная психологическая картина, в которой прослеживаются традиции французской драматической школы.

На второй день фестиваля был показан фильм-победитель последнего Берлинского фестиваля
«Надер и Симин, развод» иранца
Асгара Фархади и румыно-французский «
Европолис».
«Надер и Симин...» начинается как антитоталитарное кино: семейная пара выясняет отношения и свои права на ребенка у судьи. Но это лишь вступление, тизер. После первого титра начинается совсем другое кино – история людей, попавших в ситуацию, когда уголовное право и внутренний моральный закон вступают в конфликт. Это история о чувстве вины, совести и выборе. Глубоко человеческая, с целой гаммой разных характеров история, но при этом, несомненно, аутентичная, возможная только в Иране.
Асгар Фархади не зря увез из Берлина наибольшее количество "медведей".

«
Европолис», режиссера
Корнелиу Георгита – также история семьи, грустная и смешная, снятая в духе «Сказок золотого века». Молодой мужчина со своей матерью едет во Францию, чтобы выполнить последнюю волю умершего там дяди, который покинул родину много лет назад. В этом фильме прежде всего трогает характерная восточноевропейская самоирония по поводу жизни на задворках и мечты о большой Европе (прекрасный зрительный образ такого мышления – модель Эйфелевой башни среди непаханых полей Румынии, в том месте, где планируется построить новый, сказочный район). Рефлексия такого рода, глубокое размышление о своих корнях, традициях – то, чего абсолютно лишено российское кино. У нас слово родина вечно несет политический оттенок. А ведь это всего лишь могилы предков. Родина – это личное, а не общественное. Румыны это понимают, и поэтому у них есть кино, а у нас нет.

Помимо конкурса, в эти дни проходит много других показов: Армянская панорама, ретроспективы, программа кино стран СНГ, короткий метр, документальное кино и много других. О некоторых из них мы расскажем в следующих выпусках фестивального дневника. Следите за нашими репортажами.
обсуждение >>