Природа во всей своей красоте и разнообразии. Древние цивилизации и практики. Неизведанные уголки Земли и народы. Резкий, все убыстряющийся темп современного технологичного общества. И мертвая тишина некрополей и пирамид-усыпальниц.
Самсара (что означает в переводе с санскрита
«переход, череда перерождений, жизнь») получила полноценное воплощение в новой работе американского режиссера
Рона Фрике - современного певца
«чистого кино», получившего свое название благодаря короткометражке
«Пять минут чистого кино», созданной
Анри Шометтом в
1926 году. Последователи этого течения (среди них -
Рене Клер) стремились полностью избавиться от сюжета и каких-либо литературных ассоциаций, тем самым, предоставив изображению и звуку самим руководить настроением и умозаключениями зрителей. Конечно же, у подобного кинематографа появилось немного поклонников, но благодаря художественным находкам
Шометта и других
режиссеров-«дадаистов» киноискусство расширило возможности своего языка.
Но это все было в прошлом - в
20-
30-х годах двадцатого столетия. Современное
«чистое кино», чьими апологетами являются
Годфри Реджио и
Рон Фрике, не чурается сквозного сюжета и авторских высказываний на многочисленные темы. И, несмотря на то, что в их фильмах заметное место занимают видовые съемки и музыка, тематическая и смысловая нагрузка у них неизмеримо больше, чем, например, у экологической картины
Янна Артюса «Дом».
Начав с сотрудничества с
Реджио над культовой картиной
«Кояанискаци» в качестве оператора и сценариста,
Фрике довольно быстро пересел в режиссерское кресло. В
1985 году появилась его короткометражка
«Хронос», демонстрирующая ход Истории с помощью культурно-исторических памятников, начиная от Стоунхенджа и заканчивая Эйфелевой башней. А спустя четыре года он выпустил масштабную картину
«Барака», повествующую о состоянии блаженства и благодеяния (именно так переводится древнее персидское слово
«барака»). И вот теперь настал черед
«Самсары», которая выходит на российские экраны лишь сейчас, спустя два года после мировой премьеры.
«Самсара» - это не только продолжение и развитие тем, начатых Фрике в своих предыдущих работах. Это еще и своеобразное
«повторение пройденного», но не в качестве банального самоповтора, а в виде дополнения к уже сказанному и показанному. Здесь также вы встретите знакомые потрясающие локации и услышите трогающие душу мелодии
Майкла Стернса, но все акценты смещены в сторону цикличности нашей жизни. Все взаимосвязано и взаимозаменяемо, рождается и умирает, появляется и исчезает. Одна эпоха следует за другой, после смерти старика рождается младенец, и природа все так же меняется, следуя бесконечной череде времен года и законам Вселенной.
Помимо метафизических, исторических и экологических лейтмотивов, режиссер задумывается о многих общечеловеческих проблемах. Война и мир, цивилизация и культура аборигенов, чрезмерное потребление ресурсов и покой девственных лесов, любовь и секс. Все это сопровождается удачным ассоциативным визуальным рядом вроде необычного похоронного бюро, чьи гробы отображают суть умершего: одного хоронят в пистолете, а другого - в имитации лимузина. Фрике привлекает для усиления художественного эффекта и мастеров перформанса, что можно наблюдать в эпизоде с буйством
«офисного планктона». Есть и пугающе-отвратительные кадры с конвейерных заводов, где истребляются тысячи домашних животных. Имеются в наличие и уникальные съемки, как в случае с фабрикой, на которой производятся роботы-клоны.
О
«Самсаре» сложно рассказывать - ее проще смотреть самим, впитывая в себя все возможные и даже не подразумевавшиеся смыслы. Визуальная и музыкальная красота фильма располагает к медитативному созерцанию, и для этого необязательно быть под кайфом. Достаточно просто отдаться во власть картины, и тогда удовольствие вам обеспечено. Если же фильм вас не тронет, то вы можете вычеркнуть его из памяти подобно тибетским монахам, разрушающим мандалу после завершения священного ритуала.
«Самсара» в прокате с 4 апреля.
Ссылки по теме:
«Весенняя Эйфория»
«Дом». Рецензия kino-teatr.ru
обсуждение >>