14 (27) января 1909, Москва - 5 января 2000, Москва
Арфистка и педагог.
Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).
Народная артистка РСФСР (1966).
Народная артистка СССР (1976).
Внучка пианистки Александры Зограф-Дуловой, дочь скрипача Георгия Дулова из Квартета герцога Мекленбургского и певицы Марии Дуловой (Буковской) из Мариинского театра. Была замужем за певцом А. И. Батуриным.
Из рода князей Дуловых, Рюриковичей Ярославской ветви. 32-е колено от Рюрика.
Окончила Московскую консерваторию, где училась у Ксении Эрдели (1920—1922) и Марии Корчинской (1922—1925).
Затем до 1929 года совершенствовала своё мастерство в Берлине у Макса Зааля по стипендии советского Фонда помощи молодым дарованиям. В 1929 г., вернувшись на родину, стала солисткой Московской филармонии.
На протяжении более полувека, с 1934 по 1985 годы, была солисткой оркестра Большого театра (редчайший факт в жизни исполнителей такого уровня). Единственный оркестровый музыкант, кому присвоено звание Народного артиста СССР.
В 1942 году в эвакуации в Куйбышеве; участвовала в сборных записях артистов Большого театра для солдат Великой Отечественной войны (так называемые «звуковые письма»). В 1955 году принимала участие в артистическом десанте на дрейфующую льдину: выступала перед участниками полярной экспедиции «Северный полюс-4», за что была удостоена звания «Почётный полярник». В 1964 году стояла у истоков создания Всероссийского арфового общества.
Возродила к жизни многие забытые и неизвестные рукописи: сонаты Ф. Бенды, Ф. Руста, «Пастораль» и «Тему с вариациями» Г. Ф. Генделя (отредактировала, издала, впервые исполнила и записала). Первая в России исполнила арфовые сочинения А. Казеллы, К. Паскаля, Ж.-М. Дамаза, П. Хиндемита, Б. Бриттена, А. Цекки, А. Жоливе, Э. Майера, Э. Вила-Лобоса и многих других.
Искусство Дуловой вдохновляло отечественных композиторов. Для нее написаны и ей посвящены концерты С. Н. Василенко и А. В. Мосолова, сонатины Л. К. Книппера, А. А. Балтина, «Восточный танец» и Токката А. И. Хачатуряна (совместная редакция с автором), сочинения Н. В. Макаровой, В. Г. Кикты и другие (созданы при ее участии).
Автор замечательных транскрипций для арфы (М. Равель «Китайский танец» из балета «Матышка-гусыня», С. Прокофьев «Утренняя серенада» из балета «Ромео и Джульетта» и многие другие).
Репертуар насчитывал свыше 300 произведений.
В довоенные годы преподавала в Музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, а с 1943 года — в МГК имени П. И. Чайковского, с 1958 года — профессор; среди её учеников, в частности, Эмилия Москвитина, Ольга Ортенберг, Наталия Шамеева. Ученики Дуловой Алексей Каплюк и Сергей Майков сконструировали первую советскую арфу, запущенную в серийное производство (1948).
Автор программы специального класса арфы для оркестровых факультетов консерваторий. В 1986 г. на студии «Центрнаучфильм» был снят фильм «На уроках профессора В. Г. Дуловой».
Свято придерживалась традиций русской арфовой школы, основоположником которой является А. И. Слепушкин.
Проводила мастер-классы во многих странах мира, неоднократно участвовала в проведении семинара в Школе высшего мастерства при Хартфордском университете (США).
Постоянный председатель всесоюзных и межгосударственных конкурсов арфистов. Член жюри международных конкурсов арфистов в США, Израиле, Франции. Организатор и председатель жюри I Международного конкурса арфистов в Москве (1997).
Похоронена в Москве на Кунцевском кладбище рядом с мужем.
В посвящённом Дуловой стихотворении «Арфа» (1967) Сергей Городецкий писал:
Я весь в её волшебной власти,
В её ласкающих струях.
И кажется, что эти звуки
На волю выведут меня
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодно дня.
Коллекция живописи, собранная Дуловой, включала произведения русских художников (Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Мстислав Добужинский, Сергей Судейкин, Георгий Якулов и другие) и по завещанию отошла Третьяковской галерее.
С 2000 года в Москве проводится Международный фестиваль-конкурс арфистов имени Веры Дуловой.
1-я премия 2-го Bсесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (Ленинград, 1935).
Государственная премия СССР (1973) — за концертные программы (1969—1970 и 1971—1972).
Орден Дружбы народов (1955).
Почетный член Общества арфистов в Швейцарии и Германии.
Золотая медаль Американского общества арфистов.
Почетный гражданин города Гаржилеза (Франция).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «Ветеран труда»
последнее обновление информации: 25.12.16
Волшебное звучание арфы Дуловой вызывало восхищение и критиков, и любителей искусства. В отзывах прессы на ее игру неизменно присутствовали блистательные отзывы: «Волшебство», «Арфистка мирового класса», «Вера Дулова — мировой виртуоз», «Величайший мастер игры на арфе», «Великолепное искусство советской артистки».
Однажды после выступления Дуловой президент Международного общества арфистов Пьер Жаме сказал:
«Мне никогда не приходилось слышать подобной игры. Вера Дулова достигла не только вершины технического совершенства, но и величайшего артистического мастерства. Она по праву считается лучшей арфисткой мира».
Вера Георгиевна Дулова родилась 27 января 1910 года в Москве. Музыка из поколения в поколение господствовала в семье Дуловых. Ее бабушка была в числе первых выпускников Московской консерватории, где училась у самого Н.Г. Рубинштейна. Отец, профессор Г.Н. Дулов, в той же консерватории вел класс скрипки, а мать была солисткой Мариинского театра. Неудивительно, что и Вера Георгиевна с детства выбрала музыкальное поприще. Только вот инструмент был выбран не совсем обычный — арфа.
«В 1920 году профессор Московской консерватории скрипач Георгий Николаевич Дулов привел ко мне свою десятилетнюю дочь Верочку и просил взять ее в мой класс, — вспоминает К. Эрдели. — Верочка была очаровательна — хорошенькая, шустрая, с черными, как спелая вишня, глазами, веселая, привлекающая общее внимание и притом очень музыкальная.
Я с охотой взялась работать с Верочкой, поступившей в первый класс консерватории (тогда еще не было деления на школу и вуз и в консерватории имелось девять классов).
Занятия наши проходили успешно, я привязалась к Верочке всем сердцем, создавала для нее специальную детскую литературу, просиживала у них в доме все свободные минуты. Арфы мои, конечно, находились всецело в ее распоряжении.
Верочка не замедлила проявить выдающиеся музыкальные данные. Мы играли с ней дуэты арф, а затем она начала выступать и отдельно. К осени 1922 года Верочка настолько успешно подвинулась, что я нашла возможным устроить ей собственный концерт. Программа была составлена соответственно ее возможностям.
Многочисленная публика приветствовала юную исполнительницу, наградив ее цветами и подарками».
Два года спустя Вера Дулова попала в класс замечательной арфистки Марии Корчинской. «Это была любовь с первого взгляда», — вспоминает Вера Георгиевна.
Атмосфера подлинного искусства, вдохновенного творчества окружала прославленную артистку и помогала ее ученикам, преодолевая трудности, идти к вершинам мастерства.
Вера Дулова делала большие успехи, и директор консерватории М.М. Ипполитов-Иванов подарил ей старую арфу, правда, без струн.
По окончании консерватории Дулова получила стипендию «Фонда помощи молодым дарованиям», учрежденную наркомом А.В. Луначарским, и отправилась в Берлин совершенствоваться у Макса Зааля, который пользовался высочайшим авторитетом в области арфовой педагогики — его ученики украшали лучшие оркестры мира. Впрочем, маститый музыкант считал, что гостья из Москвы вполне подготовлена к самостоятельной деятельности. Дулова с успехом выступала перед зарубежной аудиторией и, в частности, играла с оркестром под управлением Бруно Вальтера.
«Юная хрупкая арфистка управляет своим трудным инструментом с большой уверенностью и грацией, — писали о ней тогда. — Она извлекает все, что возможно, из благодарного для сольных выступлений инструмента».
Поездка в Германию принесла ей и новые репертуарные накопления. Немало времени провела она в библиотеках, где обнаружила несколько забытых произведений композиторов XVII–XVIII веков.
«Я живой свидетель всех ее успехов на поприще арфового исполнительства, — пишет в своей книге К. Эрдели. — Как сейчас помню первый концерт Веры Георгиевны, который она дала в Малом зале Московской консерватории 30 марта 1929 года после возвращения из Берлина, где она училась у замечательного арфиста Макса Зааля.
В те годы Вера Георгиевна давала много концертов с Вадимом Васильевичем Борисовским. Молодые артисты всегда пользовались большим успехом. На одном из их концертов в Малом зале консерватории вступительное слово произнес А.В. Луначарский, горячо и ярко охарактеризовавший творчество талантливых музыкантов.
Помню, как Вера Георгиевна в 1935 году получила на Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей первую премию, как в 1944 году ей присвоили звание доцента, как в 1956 году она — известная арфистка — сдала необходимые экзамены для получения диплома об окончании высшего учебного заведения. Помню, как ей присвоили звания профессора, заслуженной артистки, заслуженного деятеля искусств РСФСР (1951), а затем народной артистки республики (1966).
Многие черты натуры Веры Георгиевны как музыканта вызывают у меня восхищение.
Она неустанно стремится обогатить репертуар арфы, всегда включая в свои программы интересные новинки. Много сыграла она произведений советских композиторов, и значительное число их создано при ее непосредственных консультациях. Вера Георгиевна — автор ряда переложений и обработок. Из них отмечу произведения клавесинистов, „Утреннюю серенаду“ Прокофьева и „Китайский танец“ Равеля.
Обладая поистине виртуозной техникой, чистым, ясным звуком, Вера Георгиевна отличается также чувством музыкального стиля. Смело можно сказать, что в наши дни В.Г. Дулова — одна из крупнейших солисток-арфисток».
Артистическая жизнь Дуловой была бурной. Ее концертные маршруты очень часто нарушали привычные гастрольные рамки. Конечно, она регулярно выступала перед москвичами и ленинградцами, встречалась со слушателями всех культурных центров страны. Но бывала она и в таких местах, где редко концертируют артисты с мировым именем. Вот один из примеров. В 1955 году она играла музыку Глинки, Чайковского и других композиторов для полярников Нарьян-Мара, острова Диксона, мыса Челюскина, бухты Тикси и даже станции «Северный полюс-4».
Осенью 1941 года Вера Георгиевна вместе с мужем — известным певцом А. Батуриным, эвакуировались в Куйбышев (ныне Самара), как и весь состав Большого театра.
Здесь артистка играла в госпиталях, клубах, на предприятиях. Когда театр возвратился в Москву, вновь появились афиши с именем Дуловой. В программы концертов она всегда стремилась внести что-то новое, неизвестное слушателям. В молодости переиграв, пожалуй, весь арфовый репертуар, Дулова сделала немало переложений для арфы.
Однако еще более важный резерв видела она в творчестве современных композиторов.
Именно благодаря ее инициативе для этого, казалось бы, исключительно оркестрового инструмента создали интересные сольные пьесы А. Хачатурян, С. Василенко, А. Мосолов, Л Книппер, Н. Макарова, Е. Голубев. И в каждом таком случае на нотах стоит посвящение — Вере Георгиевне Дуловой. В то же время замечательная артистка познакомила слушателей с крупными сочинениями Э. Вила Лобоса, А. Жоливе, К. Паскаля, Э.-Г. Майера. Концерт последнего она исполняла на Первом международном фестивале современной музыки в Москве.
В декабре 1969 года в «Вечерней Москве» было напечатано интервью с Верой Дуловой, где она рассказала о программе предстоящего выступления в Доме ученых: «Одна из новинок моего концерта — никогда не исполнявшиеся в нашей стране Вариации Моцарта для арфы на тему „Прекрасная Франсуаза“. Рукопись эта была недавно обнаружена в одной из венских библиотек. Прозрачное, словно кружевное по характеру музыки, произведение было написано Моцартом для его любимой ученицы — композитора и арфистки».
И в концертном сезоне 1972–1973 годов Дулова исполняла неизвестные широкой публике и профессиональным музыкантам произведения французских композиторов XVIII века, ноты которых она привезла из Парижа.
После поездок в Англию, Ирландию и Шотландию в афише очередного концерта Дуловой в Малом зале Московской консерватории появились 24 вариации и «Песня бардов» Джонса, «Аллегро» Парри, пять старинных шотландских народных песен, произведения Бриттена и Уоткинса.
Коллеги признавали, что по партиям, отредактированным Дуловой, легко и удобно играть другим арфистам: проставлены аппликатура, педализация, замечания дирижера. В частности, существуют каденции Дуловой в балетах «Бахчисарайский фонтан» Асафьева и «Алые паруса» Юровского.
По мнению специалистов, транскрипции Дуловой отличаются чистотой стиля, строгим вкусом, глубоким знанием инструмента, умением придать звучанию «арфовость», нисколько не изменив сущности произведения.
Проявила себя Вера Георгиевна и как талантливый педагог. С 1958 года она была профессором Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В ее классе в разные годы занимались лауреаты международных конкурсов Н. Шамеева, И. Блоха, Т. Тауэр, Э. Москвитина, Н. Цехановская, А. Левина, О. Ортенберг, Т. Вымятнина, О. Эльдарова. Воспитанники Дуловой не раз получали самые высокие награды на всесоюзных и международных конкурсах. Учились у нее и зарубежные исполнительницы, а открытые уроки и семинары знаменитой арфистки в Японии, США и Франции неизменно вызывали живейший интерес. Кроме того, Вера Георгиевна была членом жюри Международных арфовых конкурсов.
В своей книге «Искусство игры на арфе» Дулова излагает принципы и приемы звукоизвлечения, раскрывает тайну владения инструментом, предлагает целый комплекс ежедневных упражнений.
Дулова многое сделала и для рождения первой советской арфы. Еще до Великой Отечественной войны ее ученики Сергей Майков и Алексей Каплюк с помощью своего педагога сконструировали новый инструмент. Дулова сама продемонстрировала возможности нового инструмента перед Государственной комиссией, а позднее стала консультантом ленинградской фабрики имени А.В. Луначарского, где эти арфы начали изготавливать.
За что бы ни взялась Вера Георгиевна Дулова, она всюду и всегда добивалась отличных результатов.
обсуждение >>