Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Анна Стэн

Анна Стэн (Anna Sten, Анна Фесак) фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Фотоальбом
Обсуждение

Анна Стэн

Anna Sten

Анна Петровна Фесак

3 декабря 1908, Киев, Российская империя — 12 ноября 1993, Манхэттен, Нью-Йорк, США

Играла в спектаклях К.С. Станиславского.
В кино — с 1927 года. Анна Стэн была звездой «Межрабпом-фильма».
В 1928 году Стэн уехала сниматься в Германию вместе со своим мужем, режиссером Ф.Оцепом — «Межрабпом-фильм» тогда активно сотрудничал с немецкими фирмами.
В 1933 году Анна Стэн перебралась в Голливуд. Она изредка снималась вплоть до начала 60-х. Иногда выступала на Бродвее. Занималась живописью, делала выставки. Постепенно отошла от кино.
Закончила кинокарьеру в 1962 году.

"Она умерла совсем недавно, в 1993 году, в Нью-Йорке, в возрасте 85 лет, прожив долгую, полную взлетов и падений жизнь. В России, где началась ее артистическая карьера и где она была в конце 1920-х «звездой экрана», о ней уже мало кто помнил, да и историки кино вспоминали ее разве что в связи с Барнетом, у которого она сыграла свою первую роль — «девушку с коробкой». На Украине, где она родилась и где прошла ее юность, ее имя было предано забвению, зато его можно найти во многих зарубежных кинематографических справочниках. В американских изданиях ее называют первой украинской звездой в Голливуде. Правда, до Голливуда была еще Германия, где Анна Стен тоже оставила достаточно заметный след. Американский продюсер Сэмюэль Голдвин в 70-е годы вспоминал: «Каждый думал, что Анна была немкой, многие и сейчас так думают. Может быть, потому, что все свои хиты она сделала в немецком кино. Но нет. Она была русская. Украинка. Это правда. Она родилась в Киеве. Но ее сценическая деятельность началась в России. В Москве. И там же она снималась в фильмах».
Вообще с Анной Стен много путаницы. В справочных изданиях и в публикациях, посвященных ей в последние десятилетия минувшего века, даются очень противоречивые сведения о ней. Наиболее достоверная информация содержится в воспоминаниях известного в Бразилии и в США украинского оператора и режиссера Юрия Тамарского, а также в ее интервью (на него есть ссылка в американской энциклопедии об украинцах в Новом свете), где, по-видимому, приводятся самые точные биографические данные.
Родилась Анна Стен в Киеве. Отец (он родом из украинских казаков) был балетмейстером, а мать-шведка — примой-балериной Киевского театра оперы и балета. Анна тоже училась в балетной школе… Собственно, вот и все сведения, в которых различные источники совпадают. А дальше начинаются расхождения. По одним данным, отец погиб во время первой мировой войны, и дочь уже в отрочестве работала, чтобы поддержать больную мать. По другой версии, он остался жив, разыскал потерявшуюся дочь, затем со своей цирковой труппой колесил по России. К двенадцати годам девочка уже стала звездой цирка... В юности она работала в «Киевской правде» и училась в Государственном театральном техникуме. В Киеве ее, мол, заметил сам Станиславский, когда гастролировал с театром, после чего она играла у него в пьесах Метерлинка, Ибсена и др. А к кино, по одной из легенд, ее приобщил Сергей Эйзенштейн (?), хотя первым наставником был все же Борис Барнет. Впрочем, называют еще и Валерия Инкижинова, который преподавал в Киеве актерское мастерство. Одни справочники утверждают, что она была женой Григория Александрова, другие — Федора Оцепа…
Где тут правда, а где легенда, к рождению которой в ряде случаев, возможно, приложила руку сама актриса?
Путаница начинается с даты рождения: в источниках указывается то 1908-й, то 1910 год, а в сообщении о смерти (в журнале «Вэрайэти») говорится, что она умерла в возрасте 80 лет — если посчитать, получается, что родилась в 1913-м. На запросы в киевские архивы о ее метрике мы пока не получили ответа.
То же — с фамилией. Многие зарубежные киноведы и журналисты называют ее «Анна Стенска-Судакевич», на что недавно обратила внимание Н.М.Зоркая. «Из двух барнетовских актрис — из Анны Стен и из Анели Судакевич — видимо, по сходству инициалов во вполне авторитетных западных словарях слепили одну-единственную». Соответственно, перемешались и фильмы: указывают, что А.Стен играла в «Доме на Трубной», где на самом деле снималась А.Судакевич. При этом «специалистов» почему-то не смутило, что в титрах «Земли в плену» (1928, реж. Ф.Оцеп) и «Торговцев славой» (1929, реж. Л.Оболенский) можно найти имена обеих.

Теперь трудно установить, позаимствовала ли Анна свой псевдоним у мужа или образовала от фамилии матери. Так или иначе с этим псевдонимом она обрела славу. Снявшись в 1927–1928 годах в фильмах «Девушка с коробкой» (реж. Б.Барнет), «Земля в плену» (реж. Ф.Оцеп), «Провокатор» (реж. В.Турин), «Мой сын» (реж. Е.Червяков) и других, Стен стала настоящей звездой советского кино. В картине «Белый орел» (1928, реж. Я.Протазанов) она играла главную женскую роль рядом с такими корифеями, как Василий Качалов и Всеволод Мейерхольд. Анна Стен стала настолько популярной, что некоторые кинокритики провозгласили: советское кино, мол, уже имеет свою Веру Холодную.
В 1928 году Анна Стен отправилась на съемки в Германию по линии производственного объединения «Межрабпом-Русь» и сотрудничавшей с ним немецкой фирмы «Прометеус».
Настоящая слава Анны Стен в Германии началась с фильма режиссера Федора Оцепа «Убийца Дмитрий Карамазов» (по мотивам романа Достоевского), где она предстала в образе Грушеньки. Ее партнером был Фриц Кортнер, уже однажды снимавшийся в экранизации этого романа («Братья Карамазовы», 1920, реж. Карл Фрёлих). Кроме Кортнера, в «Убийце...» снимались известные немецкие актеры Макс Пол (Федор Карамазов), Бернхардт Минетти (брат Иван), Фриц Расп (Смердяков) и другие. Премьера состоялась в берлинском кинотеатре «Капитоль» 8 февраля 1931 года, затем прошли показы в Вене и — во французской версии — в Лозанне. Фильм имел грандиозный успех. Правда, были и критические отзывы. Например, выходившая в Париже газета русской эмиграции «Последние новости» поместила следующее сообщение: «Берлинская фирма “Терра” выпустила фильм советского кинорежиссера Ф.Оцепа “Душегубец Дмитрий Карамазов” по Достоевскому в обработке германского драматурга Л.Франка. Разработка характеров не удалась фильмовому постановщику. В звуковой части использованы балалайки, колокольчики тройки. Красочно поставлена сцена разгула в Мокром, куда приходит полиция арестовывать Дмитрия. В заглавной роли выступает известный германский актер Кортнер, загримировавшийся под монгола. Грушеньку играет советская артистка Анна Стен, Смердякова — Ф.Расп» (6 марта 1931 года). И все-таки большинство рецензентов называли картину не иначе как «прекрасным произведением искусства». Высоко оценивали экспериментальную работу Оцепа в переходный период от немого к звуковому кинематографу с учетом многолетнего опыта, традиций, образного языка и символики русского кино. Писали о замечательном «родственном по духу ансамбле актеров», а Фрица Кортнера называли самым лучшим немецким актером.
Слава о фильме донеслась до Америки, и в сентябре 1931 года в Нью-Йорке, в зале на 48-й Авеню состоялся его показ. Американская пресса его хвалила, а в журнале «Вэрайэти» прозвучали знаменательные слова об Анне Стен: «А.Стен блестяще воплотила на экране Грушеньку. С ней в немецкое кино пришел новый образ. Она по происхождению русская, но в некоторые моменты выступает, как двойник Марлен Дитрих. Не следует понимать буквально; речь идет лишь о внешнем сходстве, о соответствии внешности, лица и фигуры стандартам континентальной красоты». Как оказалось, эти слова предугадали в недалеком будущем поворот в судьбе актрисы.

Джей Лейда заметил, что облик русских актеров, попавших за рубеж, в советской прессе искажался. Да, в сущности, о них переставали писать. Последняя информация в Москве об Анне Стен появилась в журнале «Пролетарское кино» в 1932 году. Зато с начала 30-х годов о ней активно писала германская пресса.
Стен много снималась, и менялся ее экранный образ. С обложки «Советского экрана» за 1929 год на нас глядит красивая, но несколько озлобленная брюнетка… В немецких же фильмах такой она нам уже не встретится. С ней происходит метаморфоза. Теперь она прелестная белокурая блондинка. Стильна, полна европейского лоска. Конечно, этой перемене способствовали не только среда, но и прежде всего предлагаемый ей киноматериал.
В 1931 году актриса сыграла главные роли в криминальной драме с элементами эротики «Штурм страсти» (реж. Роберт Сьодмак), в мелодраме «Сальто-Мортале» (реж. Э.А.Дюпон), в музыкальной комедии «Бомбы над Монте-Карло» (реж. Ханс Шварц). Фабула последней перекликается с интригой знаменитых «Римских каникул». Стен предстает здесь королевской особой, которая, желая познать обычную жизнь, рискует окунуться в нее без сопровождающих лиц. Анна тут и танцует, и играет на гитаре. «В этом фильме, ставшем хитом публики, — писал рецензент, — Стен в дуэте с Гансом Альберсом смогла полностью раскрыть свой комедийный дар, она имела колоссальный успех и вообще находится на вершине карьеры». «Эта новая УФА-звезда добивается небывалой популярности. Анна Стен, исполнительница ролей во многих русских фильмах, пользуется особым вниманием критики».
Иная по характеру ее роль в картине Роберта Сьодмака, где кражи, убийство, любовь и секс. Эта светловолосая «змея», женщина-вамп привлекает и отталкивает мужчин, при этом весьма соблазнительна, что сумел подчеркнуть и приумножить оператор Гюнтер Риттау. Я имела возможность сама в этом убедиться, поскольку в Киномузее Берлина сохранился шестнадцатиминутный фрагмент фильма. Между прочим, любопытные детали всплыли при знакомстве с документацией фильмов «Бомбы над Монте-Карло» и «Штурм страсти».
Естественно, на нее обратил внимание Голливуд, переманивавший в ту пору из Европы всех талантливых кинематографистов. Американцам уже удалось заполучить таких европейских звезд, как Грета Гарбо и Марлен Дитрих и сделать из них кинодив. Продюсеру Сэму Голдвину в 20-е годы удалось «вылепить» свою звезду — венгерку Вильму Банки. В начале 30-х он собирался продюсировать экранизацию «Братьев Карамазовых». Посмотрев немецкую версию, он был поражен игрой Анной Стен. «День, когда я заметил ее, — вспоминал он позже, — был величайшим днем во всей моей карьере. Я подумал: “Это настоящая звезда! У нее есть всё. И внешность, и стиль, и сексапильность, и класс. У нее естественная красота, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное знание жизни. И она могла бы сыграть, как “бестия”!» Голдвин предложил Стен работу в Голливуде, и Анна подписала контракт. Что ею двигало? Скорее всего, представление о Голливуде как о новом, неизведанном мире, открывавшем неслыханные возможности. По одним источникам, она уехала в США в 1932 году, по другим — в 1933-м. Если верно последнее, то можно предположить, что свою роль тут сыграла, кроме всего, менявшаяся обстановка в Германии: укрепление позиций национал-социализма.
Правда, актерская карьера Анны Стен в Голливуде сложилась — не в пример ее российскому и германскому периодам — не так удачно, как думалось ей, когда она туда отправилась. Сэмюэль Голдвин собирался сделать из Стен кинодиву 30-х. Она снялась подряд в трех его фильмах: «Нана» (1934, реж. Дороти Арцнер, по роману Золя), «Мы живем снова» (1934, реж. Рубен Мамулян, по мотивам романа Толстого «Воскресение», с Фредериком Марчем в главной мужской роли) и «Свадебная ночь» (1935, реж. Кинг Видор, где ее партнером был Гарри Купер). Критика отзывалась об этих фильмах хорошо, однако надежды на коммерческий успех не оправдались. Ж.-Л.Пассек считает, что не Анна Стен была тому виной, а исходная установка Голдвина, который вздумал лепить из нее «новую Грету Гарбо».
Но ни тогда, ни позже, несмотря на несомненный талант и яркую внешность, запрограммированного успеха Анна Стен уже не имела. В 1955 году она снялась у Эдварда Дмитрыка в фильме «Солдаты удачи» с Кларком Гейблом. Этот и последующие фильмы с участием Стен не имели успеха у зрителей, в результате кинокарьера Стен практически окончилась, хотя она продолжала изредка сниматься в Голливуде до 1962 года, но уже чаще на вторых ролях.
Работала на телевидении, на радио, приняла участие в постановке брехтовской «Трехгрошовой оперы». Кинодивой в Америке она так и не стала. Американцы не простили ей акцента, ее европейского менталитета и того, что она не сумела (или не захотела?!) вписаться в харизму Гарбо.
Завершив свою кинематографическую деятельность, Анна Стен занялась живописью. Ее работы экспонировались в музее в Бостоне, побывали в европейском турне. Сама она держалась стойко, «до конца своих дней она жила так, как будто ее карьера звезды была запрограммирована и внезапно разрушена, но все это не отразилось на ее моральном состоянии» (Ж.-Л.Пассек). Умерла она в Нью-Йорке 12 ноября 1993 года от сердечного приступа, о чем появилось сообщение в журнале «Variety».
В Европе ее не забыли. Российские и немецкие фильмы с ее участием вошли в классический фонд, к которому часто теперь обращаются. В 1999 году во Франции была устроена специальная ретроспектива, посвященная Анне Стен, где чередой прошли, одна за другой, ее экранные героини, сыгранные в России, Германии и в Голливуде.
Воспоминания Сэмюэля Голдвина о встречах и работе с Анной Стен, вошедшие в книгу Г.Канина «Голливуд», увидели свет еще при жизни актрисы. Возможно, она их читала. Но вряд ли ей были известны размышления о ее актерской судьбе, принадлежащие перу поляка Збигнева Питеры, немецкая пресса 60-х годов и очерк о творчестве и судьбе актрисы, с большой симпатией написанный французом Ж.-Л.Пассеком. «Анна Стен, забытая сегодня кинематографистами, — справедливо подытожил он, — остается тем не менее трагическим представителем мира голливудских звезд большой эпохи»".

Елена НОВИКОВА

последнее обновление информации: 24.09.24
Анна Стен 1903-1993 из книги "Русский Голливуд". 2010

Одна из самых красивых женщин 20-30-х годов прошлого века, натуральная блондинка с голубыми глазами, Анна Стен появилась на свет 3 декабря 1908 года в Киеве. Ее мать - обрусевшая шведка, была балериной, отец - характерным танцовщиком в Киевском Оперном театре. С детских лет Анна занималась балетом, брала уроки игры на фортепиано и уроки драматического искусства. В 1920 году, когда Анне едва исполнилось 12 лет, погибает ее отец. Потеря кормильца вынуждает Анну еще подростком пойти работать: сначала она стала официанткой в одном из киевских ресторанов, подрабатывала также в редакции газеты "Киевская правда"; одновременно играла в киевском любительском театре, где она, в частности, сыграла главную роль в пьесе Гауптмана "Вознесение Ханнеле". В родном Киеве Анна пережила революцию, Гражданскую войну. Согласно голливудской легенде, на 15-летнюю Аню обратил внимание лично К.С.Станиславский, приехавший с театром на гастроли в Киев, он же, якобы, предложил юной красавице место в своей Студии. Как бы там ни было, мы знаем только то, что в 1923 году Стен поступила в Москве в Государственную Киношколу (ныне ВГИК). Три года спустя, в 1926 году, она дебютировала в немом кино в роли стенографистки в комедии "Мисс Менд". Сценаристом картины выступил Борис Барнет, именно он сделает впоследствии из Анны Стен звезду отечественного экрана. Американские киноведы упорно путают Стен с актрисой немого кино Анель Судакевич (женой солиста Большого театра Асафа Мессерера, дяди Майи Плесецкой), снимавшейся в Москве, в том числе и у Барнета, в 1920-е годы.
В 1927 году Барнет снял Анну в главной роли - Наташи - в своей картине "Девушка с коробкой". В том же году 19-летняя Анна вышла замуж за режиссера Федора Оцепа. Американские киноведы приписывают Анне еще один брак с Григорием Александровым, однако этот факт тоже нигде документально не отражен.
Стен много и успешно снималась в кино, к 1928 году была одной из самых узнаваемых и любимых актрис СССР. В эпоху нэпа фильмы с ее участием пользовались большим успехом не только у нас в стране, но и за рубежом. В 1930 году Анна отправилась на съемки в Германию и в СССР решила не возвращаться. Отлично владея немецким языком, в Германии Стен снялась в первой в своей карьере звуковой картине "Бухгалтер Кремке". Муж, режиссер Оцеп, присоединился к супруге через год и снял ее в фильме "Убийца Дмитрий Карамазов" по мотивам романа Достоевского "Братья Карамазовы", где Стен сыграла Грушеньку. Фильм имел ошеломительный успех, в том числе и в Америке. В роли Грушеньки Стен заметил знаменитый американский режиссер Джордж Кьюкор и посоветовал "обратить внимание на эту красивую иностранную актрису" своему коллеге Сэмюелю Голдвину.
В 1932 году Анна Стен вышла замуж за бывшего москвича, русского немца, вдовца Евгения Френке. Он познакомился с Анной еще в Москве, был ее преданным фанатом. Френке стал личным агентом своей звездной жены: вел переписку с Голдвиным, выторговывал выгодные контракты и выбирал самые выигрышные сценарии. Надо сказать, что Анна была влюблена в мужа, не позволяла даже улыбки в адрес постороннего мужчины; с Евгением, даже при посторонних, общалась исключительно по-русски, никого не посвящая в суть обсуждаемых тем. Стараниями Френке и с легкой руки Голдвина летом 1932 года актриса подписала сразу два контракта с голливудскими киностудиями. Но Стен абсолютно не владела английским; на подготовку актрисы к съемкам потребовалось больше года занятий с преподавателем по языку. Голдвин не сдавался, принялся "лепить" из Стен диву. По голливудским стандартам Анна была слишком пухлой и ее посадили на строжайшую диету. Однако никаких ограничений Стен не терпела. Диетологи предлагали ей фруктовые и овощные салаты, а актриса требовала больших плотных ужинов с вином и шампанским. Стен любила готовить сама - варила борщи, жарила шашлык, а в ресторанах заказывала всегда только блюда русской кухни, обожала селедку в сметане в качестве закуски под рюмочку водки. Анна была слишком простой для Голливуда - не следовала последним модам, сама водила маленький форд, избегая положенного ей по статусу роллс-ройса с водителем, играла в пинг-понг, от шумных голлвудских вечеринок держалась в стороне. Дома Стен никогда не красилась, не пользовалась тушью, при том что у нее были белесые невыразительные ресницы. Она отказывалась от мехов и драгоценностей, носила очки в роговой оправе - ее фото в журналах разительно отличались от будничного облика актрисы, которая со стороны скорее напоминала работающую даму, нежели звезду. Ни один из трех фильмов, в которых снял Стен ее американский наставник Голдвин, не имел коммерческого успеха: "Нана" (экранизация романа Э.Золя, 1934), "Мы снова живы" (по роману Льва Толстого "Воскресение", 1935) и "Брачная ночь" (1935) провалились в прокате и получили скупые критические отклики. Пресса обрушилась на Голдвина с упреками, его обвиняли в расточительности, а Стен, не стесняясь, называли "ошибкой ценою в миллион долларов". Абсолютное несоответствие звездному статусу было фатальной ошибкой актрисы.
Неудачи в Голливуде вызвали у Анны желание вернуться в Европу. Она уехала в Лондон, где поселилась в старинном особняке XVI века, но и там, в лондонском особняке, обставленной дорогой мебелью, продолжала пить чай из самовара. Временный контракт в Англии закончился быстро и Анна уехала в Штаты, где сразу получила американское гражданство. Вернувшись в 1937 году в Голливуд, Стен сменила тактику поведения, полностью изменила свой стиль и даже амплуа - решила, что добиться симпатии жизнерадостных американцев будет проще, став комедийной актрисой. Теперь на ее наряды от Эльзы Скиапарелли стали обращать внимание обозреватели мира моды. С началом Второй мировой войны Голливуду потребовались актрисы на роли жертв фашистских агрессоров: Стен получила еще один шанс, а в списке картин с ее участием появились незамысловатые сатирические комедии, триллер и даже боевик "Девушка из Ленинграда", который известен еще и под названием "Три русских девушки".
Несмотря на несомненный актерский талант и прекрасные внешние данные, после 1943 года карьера актрисы пошла на спад. В 1948 году она сыграла в тандеме с австрийской актрисой Хеди Ламарр в комедии "Давайте немного поживем", затем появилась в "Солдате удачи" (1955), а в 1962 году снялась в своем последнем фильме "Монахиня и солдат". Покончив с кино, Стен всерьез увлеклась живописью - писала натюрморты и пейзажи, надо сказать, что ее работы охотно раскупались.
В многочисленных американских интервью Стен мало рассказывала о своем прошлом в России, из-за чего многие детали ее личной жизни окутаны тайной. Складывается впечатление, что актриса хотела навеки похоронить все воспоминания, связанные с ее родиной.
Умерла в Нью-Йорке 12 ноября 1993 года. Имя Анны Стен по-прежнему в списке самых красивых и стильных актрис Старого Голливуда.

Александр Васильев

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 23
Mikolaj   10.03.2024 - 18:01
Фильм "Сальто-мортале" 1931 года можно найти в Интернете, правда, только на немецком языке без дублирования. Фильм зрелищный, красиво воспроизводит быт довоенной Германии, жизнь цирковых актеров.... читать далее>>
№ 22
эхо (Синегория)   11.12.2021 - 12:00
Актрисе. Анне Стэн. Вы - покинутый принц золотой андерсеновской сказки, В голубых ледниках Дева льдов Ваше сердце хранит, Ваше юное сердце, ещё не познавшее ласки, Превращённое в камень. В сапфир. В... читать далее>>
№ 21
Хилькевич Николай (Минск)   28.03.2021 - 16:28
Несколько месяцев назад мне удалось посмотреть последнюю киноработу Анны Стэн "Монахиня и сержант" 1962 года выпуска (The Nun and the Sergeant) на английском языке. Сейчас, почему-то фильм снова... читать далее>>
№ 20
нвч по-прежнему (Красноярск)   3.12.2016 - 09:00
№ 19
Катринхен (Москва)   8.05.2016 - 11:54
Хилькевич Николай, Ваше сообщение-просьбу надо писать не сюда, а в Гостевую. читать далее>>

Анна Стэн: новости >>

Забытые звезды: Федор Оцеп и Анна Стэн
История кино
Забытые звезды: Федор Оцеп и Анна Стэн
Судьбы Оцепа и Стэн в какой-то мере типичны для немалого числа отечественных деятелей искусства, которые поначалу поддались «скромному очарованию» диктатуры пролетариата, поверили в возможность творческой свободы, а потом так или иначе попытались отмежеваться от коммунистического режима.
2 комментария
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен