В 2006 году исполнится 100 лет со дня рождения замечательного сказочника нашего кинематографа Александра Артуровича Роу. К этой дате приурочен выход документальной киноленты, созданной компаниями "Фора-фильм-М" и "Техновидео" при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, "Киносказочник Александр Роу" (режиссер Раду Крихан).
Картине предшествует посвящение - "100-летию великого мастера и выдающегося режиссера-киносказочника Александра Роу", потом зритель попадает в темноту одного из павильонов Киностудии имени Горького, где всю жизнь проработал Роу и где он поставил 16 своих сказок, вошедших в "золотой фонд" отечественного кино. Павильон пуст, лишь три выключенных монитора своими экранами усиливают и без того унылую атмосферу мертвой студии. Но вот звучит знакомый голос, и в павильон входит ведущая, одна из киногероинь Роу - актриса Наталия Седых, несравненная Настенька из сказки "Морозко". Это про нее в 1965 году на Международном кинофестивале в Венеции один из кинокритиков сказал: "Если бы воскрес великий Рафаэль, он бы наверняка создал еще одну мадонну, срисовав ее с этой актрисы". Наталия Седых и теперь мало изменилась - та же хрупкость, те же распахнутые глаза, негромкая и какая-то детская манера говорить.
Звучат колокольцы, звуки вальса переносят нас в старинный город Юрьевец - родину будущего режиссера, где он появился на свет в семье приглашенного в Россию ирландского инженера, специалиста мукомольной промышленности. Потом мы переносимся в Сергиев Посад, второй город, где провел свое детство Роу, где взвалил на свои плечи непосильный груз забот о семье, когда в Первую мировую войну его отец Артур Роу вернулся в Ирландию. И зритель видит документальные кадры - торговые ряды, горожан, снующих по своим делам, босоногих детей, обычную повседневную жизнь, каменные мостовые и старинные постройки Троице-Сергиевой лавры с росписями художника Нестерова.
В фильме соседствуют фрагменты из девяти картин самого Роу и хроникально-документальные материалы. Самое ценное, что в нем есть, - это свидетельства соратников режиссера при создании всех его 16 картин. С воспоминаниями о Роу выступают директор фильмов Роман Комбрандт, оператор комбинированных съемок Леонид Акимов, редактор Сара Рубинштейн, художник по костюмам Нора Муллер и актер Сергей Николаев, тот самый Андрей - царский сын из картины "Варвара-краса, длинная коса", про которого обиженные обитатели сказочного царства говорят: "Упитанный, а невоспитанный".
Леонид Акимов поведал секреты того, как сами ходили ведра "по щучьему велению", как по велению Морозко покрывались инеем ветви елей и двигались самоходные сани, как создавался колыхавшийся подводный мир в "Марье-искуснице".
Сказка, считал Роу, неотделима от красоты, зато при показе злодеев надо придерживаться главного тезиса - они должны быть не страшными, а смешными. Осмеянный злодей уже не может быть страшным. Вот почему в сказках Роу зрители, как правило, любили всех его героев - и хороших, и плохих, про которых обычно говорили: "Они смешные".
Но не надо думать, будто Александр Роу избрал для своей работы самый безмятежный и безопасный киножанр. При сдаче фильмов в советские времена даже в волшебных сюжетах ревнивые кинодеятели высматривали то, чего и в помине не было. Роман Комбрандт, вспоминая сдачу "Марьи-искусницы", рассказал, как кому-то из чиновников пришла в голову нелепая мысль о том, что число подводных разбойников равно количеству членов тогдашнего Политбюро, и сцену с пиратской песней потребовали вырезать. Хорошо, что Роу был не из робкого десятка, сумел бредовые придирки отмести.
В преддверии юбилейного года А.Роу, несомненно, пройдет немало торжеств, приуроченных к этой дате, - кинопоказов, фестивалей, ретроакций. Но возникает проблема: кинолетописи у нас практически нет, как не было, по словам продюсера А.Разумовского, материалов по Роу. Мало интересных людей осталось из тех, кто бы мог рассказать о режиссере. Сейчас приступили к съемкам фильма о Геннадии Шпаликове - так тут совсем беда, ничего нет, кроме фотографий. Есть, правда, люди, знавшие его, но они не хотят собраться вместе даже на четыре часа. А вариант одиноких "говорящих голов" (что, собственно, имеет место быть и в фильме "Киносказочник Александр Роу"), съемочную группу не устраивает. Мы не можем толком запечатлеть то, что происходит в кино сегодня, так что ситуация Роу, по всей видимости, будет повторяться и в будущем.
последнее обновление информации: 25.03.24
обсуждение >>