
Обзор сериалов
Масштабная историческая мелодрама с Ангелиной Стречиной в главной роли

Рецензии на фильмы
Юра Борисов в блестящей экранизации анекдота о Пушкине — первом русском рэпере

Интервью
Актер — о сериале «Крестоносцы», схожести своего героя с Доктором Хаусом и желании примерить новые амплуа

Лайфстайл
Актриса с супругом Максимом Матвеевым растит двух сыновей

Лайфстайл
Актриса родила первенца в 53 года

Лайфстайл
У актёров 6 лет разница в возрасте

Спутник телезрителя
В ночь с 6 на 7 апреля, 00:00, Первый канал

Спутник телезрителя
7 апреля, 23:10, ТВ-3
обсуждение
... К сожалению, я не в курсе таких подробностей, пользовалась самой популярной версией в сети. А что за местность?
Некоторое количество "самозванцев", которые к простонародной фамилии Коваль (или Ковалик) приделывали в конце XIX или уже в XX веке шляхетское окончание, погоды не делает.
Привет, Осенний !:)
Благозвучие, вот что есть в этом слове.)
А вот да. Особенно это важно для положительных персонажей.
Вот в "Королевстве кривых зеркал" - договоримся на секундочку считать зеркальное отражение имён разновидностью перевода - всякие Нушроки-Абажи-Анидаги звучат неблагозвучно - да так им и надо! А вот на "тётушке Аксал" я всегда спотыкался. Вроде понятно: перевернул - "Ласка", но перевернуть - это ж второе действие, а первым действием-впечатлением слышишь "оскал" какой-то. Персонаж положительный, а имя (в данном королевстве) неблагозвучное - непорядок!
Но!
Именно в русском языке произнести "прах Клааса" - будто поперхнуться. А фраза звучит регулярно, рефреном практически, значит, должна выговариваться легче..
Кроме того, "прах" добавлял бы ещё пущей мрачности к и без того непростой атмосфере произведения де Костера. А "пепел" даже и романтичнее как-то, и "пепел Клааса" выговаривается легко.
Так что если переводчик своей волей заменил "прах" на "пепел" - за это ему только браво. В том числе и за смелость.
А ещё переводчик продемонстрировал и музыкальность.
Тиль - Неле- Ламме - пепел Клааса - тотальное благозвучие! :))
Пишу по русски, как этот фильм представлен на сайте - "Золушок" (США, 1960)
В оригинале он называется "Cinderfella"
А как будет - юноша, парень - Золушка?
... И не только у них. И Синдерелла и Сандрийон - суть Пепеляшки, т.к. корень "пепел" (а не "зола", как у нас).
А ещё пишут, что эта фабула известна чуть ли не со времён древнего Египта, только непонятно, отразился ли там в её имени функционал "чернорабочая" или нет.
«2. История русских названий сказки Перро «Cendrillon» прошла четыре главных стадии:
от стадии неудачных описательных и неточных названий («Корчага, в которой золу содержат» или просто «Корчага») в первом переводе Льва Воинова (1768 г.),
через стадию заимствования французского прозвища «Сандрильон» (анонимный перевод 1795-1805 гг.) или «Сандрильона» - в русском переводе А. В. Лукницкого (1816 г.) французского либретто оперы по сказке Перро
и стадию сосуществования заимствованного из французского языка прозвища (Сандрильона) и его различных русских переводов, начиная с перевода В. В. Баранова 1825 г. («Сандрильона, или «Замарашка», «Сандрильона» («Золушка») – переводы 19 века)
к этапу окончательного обрусения французского сказочного персонажа и превращения его из Сандрильоны сначала в «Чумичку» (перевод 1845 г.), потом в «Замарашку» (перевод 1861 г.) и, наконец, в «Золушку» (начиная с 70-80-х годов XIX в.)
Рефлексы старого заимствованного из французского языка прозвища героини Перро – Сандрильона - встречаются в русской поэзии вплоть до 10-х годов XX века – в творчестве А. А. Ахматовой и В. Ф. Ходасевича…»
(https://www.conference-spbu.ru/conference/30/reports/1892/)
То есть, получается, благозвучие названия вообще ни при чем (по сравнению с «Корчагой» и «Чумичкой» ваша «Пепеляшка» - просто пестня. ))
А вот насчет функционала вы оказались правы (есть у вас языковая чуйка, Осенний, не первый раз уже это демонстрируете!) ))
Имя, получается, изначально было образовано вовсе не от «пепла» и «золы», а от наименования емкости (т.е. именно по функционалу).
Емкость, в которую собирается пепел, в русском языке называется «пепельница». Емкость, в которую собирается зола, называется «зольник».
Стало быть о «пепле»-«пепельнице» при переводах никогда даже речи не возникало.
У братьев Гримм героиня в сказке тусовалась на зольнике - злая мачеха именно таким образом определила ее место в доме. Падчерица выполняла самую тяжелую и грязную работу, топила печи/камины, чистила золу и отдыхала, сидя на зольнике – потому и получила в итоге прозвище Золушка. Из этого следует, что «Пепеляшкой» она быть не могла в принципе, поскольку не сидела на пепельнице. ))
Potter ведь тогда тоже должен стать Горшковым, по той же логике)
Точно также, как Смит (Smith) - абсолютный эквивалент Кузнецова, а Тернер (Turner) - Токарева.
По поводу Baggins совершенно согласен. У меня тоже ассоциации именно с отглагольным существительным “bagging”, а не предметным “a bag”
[quote]№23048 Борис Нежданов
№ 23046 Бруни. Пеплумом называлось древнеримское одеяние, кажется, женское. В древней Греции был пеплос (вероятно, то же самое, что пеплум).
Я добавлю про пеплум, что сейчас пеплум - также жанр фильма о древнеримской истории. - "Рим", Клеопатра" и прочие.
Вот звучание этого жанра Пеплум у меня и ассоциируется, прежде всего, с пылью и пеплом времен, с песочными часами, извержением Везувия...
... .
В копилку детских заблуждений - наука "кинология", очень необычно и созвучно кинематогарфу звучит греческое "собаковедение".
А вот ещё одно деское заблуждение на нашу тему:
Я один не знал, что Золушка от слова "Зола", а не от слова "Золото"?- спрашивает парень 25- ти лет.
№ 23046 Бруни. Пеплумом называлось древнеримское одеяние, кажется, женское. В древней Греции был пеплос (вероятно, то же самое, что пеплум).
А вообще пепел для меня сразу ассоциируется с фильмами Анджея Вайды "Пепел и алмаз" (по одноимённому роману Ежи Анджеевского) и "Пепел" (по одноимённому роману Стефана Жеромского).
Больше всего с извержением Везувия, а далее опять путь к Пеплуму.
№ 23046 Бруни. Пеплумом называлось древнеримское одеяние, кажется, женское. В древней Греции был пеплос (вероятно, то же самое, что пеплум).
Сейчас уточнила определение этого жанра или поджанра кино. Расширяется толкование.
Пеплум - поджанр в основном итальянских исторических, мифологических или библейских эпосов, действие которых в основном разворачивается в греко-римской античности или Средневековье.
Недавно я смотрела новый итальянский фильм - "Долгожданный рассвет" (Италия, 2023) , действие которого начинается на съемках фильм в жанре пеплум в 1950-х гг.
№ 23046 Бруни. Пеплумом называлось древнеримское одеяние, кажется, женское. В древней Греции был пеплос (вероятно, то же самое, что пеплум).
А вообще пепел для меня сразу ассоциируется с фильмами Анджея Вайды "Пепел и алмаз" (по одноимённому роману Ежи Анджеевского) и "Пепел" (по одноимённому роману Стефана Жеромского).
№ 23047 Мария Бардина.
... Да, я Вас поняла и согласна.
Но "Пепел" - более поэтическое для меня, как ни крути.
"Зола" - более повседневное, будничное. Но тоже поэтизируется. Не удивлюсь, что для акмеистки Ахматовой в золе было много поэтичного.
Тексты многих песен, особенно в жанре альт-рок часто завязаны на пепле и ассоциациях с последствием войн и пожарищ.
Согласитесь, "пепел стучит в мое сердце" - не скажешь со словом "Зола")
Еще очень в свое время нравиилась композиция японская гурппы Brilliant Green c англоязычным припевом "Ash like snow", очень лихо выкрученная ассоциация) ..
...
Множество ассоциаций вызывает слово и фраза в целом, в основном всё связано с утратой.
Я не уверена, что в исходнике это пепел, а не прах, например. Но это не меет значения.т.к. мы о русском языке.
Знаете, у меня странное восприятие слова
"Пеплум". Я понимаю, что так называют жанр исторического кино. Но тем более, воспринимаю это слово через наше русское "Пепел".))
Мне не кажется какое - либо из них слишком пафосным.
Напр.,Цветаева
" Любившей час, когда дрова в камине становятся золой"
Или Марк Аврелий: "Что есть жизнь? Пепел , зола"...
И Тютчев, и Ахматова и многие другие поэты использовали и продолжают использовать слово "Зола" , как правило , в печальных смыслах.
Но "Пепел" - более поэтическое для меня, как ни крути.
"Зола" - более повседневное, будничное. Но тоже поэтизируется. Не удивлюсь, что для акмеистки Ахматовой в золе было много поэтичного.
Тексты многих песен, особенно в жанре альт-рок часто завязаны на пепле и ассоциациях с последствием войн и пожарищ.
Согласитесь, "пепел стучит в мое сердце" - не скажешь со словом "Зола")
Еще очень в свое время нравиилась композиция японская гурппы Brilliant Green c англоязычным припевом "Ash like snow", очень лихо выкрученная ассоциация)
... Просто если фамилия не благозвучная, как Лонгботтом или та же Лангштрумпф, то лучше перевести. Хуже уж точно не будет.
Хотя, конечно, Долгопупс - не лучший вариант.
А вот Портер или Баггинс звучит вполне нормально. Тут можно обойтись и без перевода.
А ведь на синадрийском у всех эльфов тоже имена говорящие)
Жаль, что Долгопупсу так не повезло. Сама Роулинг часто отмечала, что у нее с Лонгботтомом очень много общего в характере и в истории.
Да. переводчикам не позвидуешь, слишком много литературных, этических и фонетических задач стоит)
— В сущности я и по-английски герой, храбрец и всё такое прочее. (с)
... Великой глупостью перевод этот считаю я)
Сумкинс, наверное)
Я с Вами абсолютно согласна.
Имена собственные переводить глупо.
Иногда бывают удачные попадания, как с той же Золушкой.
Но переводить Лонгботтома, все равно что переводить фамилию Клубничкина как Strawberrieva, или что похуже) ...
Хотя, конечно, Долгопупс - не лучший вариант.
А вот Портер или Баггинс звучит вполне нормально. Тут можно обойтись и без перевода.
... Ещё меня интересует вопрос, почему в русском переводе Пиппи Лангструмп (или в немецком варианте Лангштрумпф) превратилась в Пеппи Длинныйчулок. ....
... ..
Мне думается, что Золушка стала у нас именно Золушкой потому, что переводчики вжились в контекст да ещё и музыкальный слух подключили - всё-таки "Золушка" звучит скромнее и грустнее, чем быстрее приходящая на ум, но несерьёзная "Пепеляшка", будто попрыгунья
Благозвучие, вот что есть в этом слове.)
Сочетание гласной О и согласных , сонорной Л
и звонкой З.
Да, звучит для кого- то скромно и грустно, для кого- то солнечно и сердечно. Во всяком случае , звучит эстетически и легко.
Вспомнились любимые мною строки из "Куполов" В.Высоцкого :
ЗАЛатаю ЗОЛОтыми я ЗАПЛАтами
Чтобы чаще Господь замечал
Эффект красоты звуков, помноженный на эффект аллитерации.
В художественной литературе, в том числе в переводной, благозвучие считается проявлением вкуса.)
_______________________
-
Aschenputtel - Ашенпуттель - вот так звучит Золушка от бр.Гримм:))
И нет альтернативы :
в немецком, что пепел, что зола - Asche.
Да и сама сказочка братьев Гримм - какой- то хоррор по сравнению со сказкой Перро.))
... Мне всегда казалось, что к "пеплу" ближе всего существительное Ash, более часто используемое как поэтическое сравнение или метафора сгорания, а cinder, менее пафосное - как раз к нашей "Золе".
Приоритет слова "Пепел" в литературе и поэзии кажущийся . Популярные библейское "Посыпать голову пеплом " или "Пепел Клааса стучит в моё сердце " и др. влияют на наше восприятие этих слов.
Однако, поэтических или философских строках используются все слова из целого набора: и пепел, и зола, и пыль , и прах.. Мне не кажется какое - либо из них слишком пафосным.
Напр.,Цветаева
" Любившей час, когда дрова в камине становятся золой"
Или Марк Аврелий: "Что есть жизнь? Пепел , зола"...
И Тютчев, и Ахматова и многие другие поэты использовали и продолжают использовать слово "Зола" , как правило , в печальных смыслах.
Ещё меня интересует вопрос, почему в русском переводе Пиппи Лангструмп (или в немецком варианте Лангштрумпф) превратилась в Пеппи Длинныйчулок. Насчёт имени-то понятно, решили, что Пиппи вызывает ассоциации с "пи-пи". Но зачем фамилию перевели, не очень ясно. .
А Лангструмп для негерманоязычного маленького зрителя-читателя - просто фамилия. Чужеродная, труднопроизносимая и ничего не значащая. Она будет тут же отброшена, никакого образа сразу не возникнет и никакой атмосферы игры.
Вот что бы мы в детстве делали с какими-то Ува-Дзукка-Чильеджа?
Помодоро-Чиполлино... :)