29 января 2007
… О Ромео и Джульетте
Ромео и Джульетта – имена уже почти нарицательные, символизирующие вечную любовь. А как Вы думаете, какие они?
Мне кажется, однозначного ответа тут не может быть. Если мы берем пьесу, то с одной стороны кажется что это история о неземной любви между мужчиной и женщиной, но на самом деле они были слишком юны для такого чувства.
В 13-14 лет не может быть страсти?
Нет, почему может, зависит от человека… Бывают страстные люди, и это зарождается наверно в детстве еще. Но страсть и любовь вещи разные. Как раз именно в этом возрасте и можно любить, не задумываясь ни о чем. Чем старше становишься, тем больше рациональное вытесняет иррациональное, некое волшебство. Задумываешься – «а что будет, если…». Спектакль театра Луны как раз насыщен бытовыми сценами, которые показывают, как быт разрушил бы любовь взрослых Ромео и Джульетты.
Ромео у Шекспира – это мальчик, который не проверил свои чувства, а каким должен быть Ромео в 21 веке?
Ромео – пассионарным!!! Можно сделать Ромео на потребу публике, т.е. выдумать его таким, чтобы он всем нравился. Либо сделать его таким, который не будет нравиться всем, но будет призван спасти этот век.
А какой была Джульетта?
Экзальтированная, белокурая, анемичная девушка, она искала свою половину. Оба эти персонажа находились в поиске. Они пытались найти нечто необычное, волшебство. Мне вот так кажется.
А вот история Ромео и Джульетты - это история романтическая или трагическая?
Трагическая.
А трактовка в Театре Луны?
Это очень хороший спектакль, и очень необычный Он существует на стыке фарса и драмы. Каждую сцену драматическую играешь именно с присущей ей драматизмом, стараешься передать это людям, сидящим в зале. И, кажется, что это очень здорово. Хочется, чтоб в спектакле оставалась трагедийность, не смотря на некоторую радужность, на такой финал. Хочется, чтобы зритель не только смеялся, но и переживал, умирал и воскресал вместе с героями, проходил вместе с ними через все перипетии.
Какая, по Вашему мнению, самая романтическая сцена в спектакле?
Наверное, это сцена на кровати, когда Ромео и Джульетта вдвоем. По крайней мере, эта сцена всегда проходит в полнейшей тишине, зал замирает
А какая сцена самая трагическая?
Последняя. Когда умирает Джульетта.
А в бытовых сценах нет никакой трагедии?
Это и есть настоящая трагедия. Эти сцены тот самый смех сквозь слезы.
…О любви
Как Вы считаете, такая вот любовь, как у героев Шекспира возможна?
Любовь возможна. Но с другим финалом. Мне кажется, что нет такой проблемы, из-за которой можно лишить себя жизни, и тем более любовь не должна быть причиной для смерти... Я вообще не приемлю самоубийства.
А вы верите в любовь?
Да, я верю. Верю даже в такую любовь как у героев Шекспира. Сейчас это редкость – настоящая любовь. Любовь не эгоистична, она должна быть жертвенна. Любовь – это несвобода. Что было бы с героями Шекспира, проживи они чуть дольше непонятно. Они не успели проверить свои чувства. Проходит 3, 5 лет, страсть уходит и становится понятно – есть ли она эта любовь вообще. Любовь со временем должна трансформироваться, перетечь из одного состояния в другое, но не притупиться.
Вы проходили это?
Да, мне кажется, у меня было такое состояние. Я хотел, чтобы была именно такая, настоящая любовь. Я пытаюсь сейчас проанализировать, что это было.
Что для Вас любовь?
Это жертва. Самосожжение. Даже некая жестокость. Свобода. И несвобода. Или приятная несвобода. Это цельность. Она поддерживает тебя, ведет. Она свободно зарождается и свободно дышит. Любовь – это Творчество, это создание чего-то нового.
Как относитесь ко Дню Святого Валентина?
Не очень хорошо. Это не наш праздник – это скорее веяние запада. В школе было забавно, когда все бегали и дарили друг другу «валентинки». А потом собирались и считали у кого сколько. Обычно было много.
Пользовались популярностью?
В школе – да! (смеется) Не буду скрывать.
…О романтике
Как Вы считаете, востребован ли современными женщинами такой тип мужчины как Ромео?
В основной своей массе женщинам сейчас требуется совсем другое. Я, правда, не знаю, что именно (смеется), но что-то другое. Они хотят не Ромео.
А Вы в жизни романтик?
Я, наверное, НеоРомантик. Романтика – это все-таки 19 век, а у нас сейчас уже 21. Поэтому скорее неоромантик.
Мне кажется, что каждой женщине нужна романтика…
Где-то в глубине души – да, но все это скрывается под всем этим наносным цинизмом нашего времени..
А какой самый романтичный поступок Вы совершили в своей жизни?
Все мои поступки романтичны.
…О поклонницах
Много Вас самого в Ромео?
У меня есть некоторая детскость, и в то же время жесткость. В этой роли я пытаюсь соединить эти два качества.
Зритель, который приходит в театр часто проецирует образ из спектакля на самого актера. Наверняка у Вас есть поклонницы. Интересно, кого они видят Рустама или Ромео?
Процитирую великого театрального безумца Кармело Бене: «Актер вышедший на сцену уже мертв, значит это человек, которого нет, и быть не может…»
Им интересен актер. Они ходят на человека, растворившегося в роли.
У вас складываются отношения с поклонницами?
Не складываются, просто потому что я с ними не общаюсь. Искусство для меня — это нечто сакральное, это форма диалога. Не способ убить время, не способ завоевать множество поклонниц, а форма познания запредельных вещей…Я не думаю, что как актер должен становиться сверхпубличным и возводить себя в ранг божества. Считаю, что культивировать личность актера – это неправильно. К тому же сейчас мало современных актеров, которых можно назвать личностями.
А пытаются пробиться поклонницы?
Бывает. После одного из спектаклей мне подарили цветок… в горшке. А в записке, которая прилагалась, было написано, что если я не знаю, как за ним ухаживать, то можно позвонить и получить консультацию. А спустя еще какое-то время на служебном входе театра мне передали сверток, в котором была книга «Как ухаживать за домашними растениями». Этот цветок и сейчас жив. Он у моей мамы, мне некогда его поливать. Но этот шаг поклонницы был оригинальным и запомнился.
…О Рустаме Мосафире
Рустам, в будущем - кого хотелось бы сыграть?
Макбета, например. Мне интересны сверхличности.
А что больше: комедия или трагедия?
Трагедия. Придите в театр и умрите в нем…(улыбается)
День или ночь?
Ночь. Спокойствие. Умиротворение. Я вообще человек очень домашний. И шумным тусовкам предпочитаю неспешные прогулки в освещенной луной лесной чаще.. Я не люблю суеты, хотя сам суетлив.
А Вы вообще организованный человек?
Нет. И это моя слабость, с которой я стараюсь бороться.
Время года?
Осень. Деревья все в золоте, туман, видно дыхание. Иногда зима, хочется снега, переливающегося на солнце.
Город?
Москва. Я здесь родился. Хотя мой папа араб и восточные страны мне нравятся. Но максимум на 2 недели. Потом мне становится скучно, жарко и тянет домой. Еще Питер мне нравится, такой загадочный город, но жить бы я там не смог.
Если уж коснулись родителей – Вы больше мамин или папин сын?
Мамин. Но с папиными чертами характера, темпераментом.
Единственный ребенок в семье?
Нет, у меня есть младшая сестра.
Она не хочет стать актрисой?
Она человек творческий, но актерство это не ее. Хотя она сейчас в 6 классе и думаю, что у нее еще есть время, чтобы определиться.
В будущем ВЫ видите себя режиссером. Каким?
Мне интересно кино переворачивающее, очищающее человека, проникающее глубоко-глубоко внутрь…Может быть даже немного шока, но не в смысле страшилок, а в смысле катарсиса, некого очищения. Важно, чтобы произведение искусства впечатляло, воздействовало, ужасало обыденное сознание, разрушало его. Чтобы человек, посмотрев его, задумался. Я не говорю, что стремлюсь к очень авторскому кино, мне это не очень нравится. Мне хочется делать не кино разума, но кино сердца. Сейчас мне интересны темные стороны человеческой души. Одержимости. Есть такая идея о «Демоне Врубеля». Когда художник писал эту картину, он был одержим ею. А потом он нарисовал его (Демона) поверженным. Художник освободился от мучавшего его образа. И мне хотелось бы сделать фильм о Врубеле. Художественный. Мне нравятся такие странные люди. Нравится мистический реализм, некоторая ненормальность. Когда я заканчивал школу, и учился на первом курсе, меня очень привлекала готическая тусовка, готическая эстетика, музыка. И совершенно серьезно носил черную одежду, громадную обувь, подводил черным глаза. Потом как-то переболел этим, но интерес к этой культуре, музыке остался.
Как вообще складываются Ваши взаимоотношения с музыкой?
Мне хотелось создать музыкальную группу, но как то все не хватало времени...и музыкального образования. То есть иногда для себя, при помощи компьютера я делаю некую экспериментальную музыку, атмосферную. Такой жесткий индустриальный нойз (от англ. слова «шум»)… В юности, когда друзья в школе пошли заниматься музыкой, я подумал: «Что я девочка что ли?» и пошел заниматься карате. А когда начал ходить в театральную студию, то и карате забросил. Потом уже спохватился, почему же я не занимался музыкой, если выбрал творческую профессию. Сейчас пытаюсь наверстать беру уроки игры на фортепьяно. (смеется)
А сейчас спортом занимаетесь?
Стараюсь, но не хватает времени. Сейчас занимаюсь спортом редко: раз в месяц в бассейн или в тренажерный зал. Карате тоже занимаюсь редко. А когда-то задумывался о спортивной карьере всерьез. Но мне и в актерской профессии пригодились эти навыки.
И не боитесь ходить ночью по темным переулкам?
Я боюсь скорее мистических моментов, а не реальных опасностей. Барабашек там всяких. Я чувствую места, в которых мне вдруг ни с того ни с сего становится неуютно.
А в театре Луны Вы себя в дальнейшем видите? Хочется там остаться?
Да, мне хочется ввестись в какой-нибудь спектакль или поучаствовать в новой работе Сергея Борисовича. Я бы еще поиграл именно в Луне. А вообще мне хочется сыграть что-то классическое, академическое. Не важен театр – важен спектакль.
В преддверии Дня всех влюбленных – какое-нибудь теплое пожелание от Рустама Мосафира.
Любви в жизни и в бессмертии… неоромантики!
Беседовала Наталья Леплейская
Февраль 2007 года
Фотографии - личный архив актера
обсуждение >>