Сегодня, 12 февраля, на исторической сцене ГАБТа состоится премьера оперы «Идиот», созданной Мечиславом Вайнбергом по одноимённому роману Фёдора Михайловича Достоевского. Для Большого театра это первое в его истории обращение к музыке Вайнберга. Дирижёр-постановщик спектакля - поляк Михал Клауза, режиссёр-постановщик Евгений Арье, сценограф — Семён Пастух, художник по костюмам Галина Соловьёва. В главных партиях - Богдан Волков, Станислав Мостовой (Князь Лев Николаевич Мышкин), Екатерина Морозова, Мария Лобанова (Настасья Филипповна), Пётр Мигунов, Николай Казанский (Парфен Рогожин).
фото: Евгения Новоженина
«Идиот» стал последним законченным произведением композитора, написанным им в 1986 году. Либретто оперы создавалось в соавторстве с известным музыковедом Александром Медведевым. Масштаб самого романа Достоевского диктует авторам формат «большой оперы». Ее объём — 4 действия, десять картин и более 3 часов музыки. В Большом театре спектакль в 2 действия и идёт 3 часа.
Михал Клауза:«Опера "Идиот" — это очень не простое произведение для певцов, которое требует не только огромной точности, но и большей чем обычно концентрации на сцене, потому что оркестровка не всегда помогает певцам. И всё же опера Вайнберга не такая современная музыка, где нет гармонии, она здесь есть. И у солистов на самом деле красивейшие мелодичные арии. Да, для певцов это была трудная задача, но они прекрасно с ней справились. У нас два равнозначных состава. Оба на самом высоком уровне...
Для меня было огромной честью в прошлом году записать 4 симфонии Вайнберга, его концерт. Я потрясён идеями композитора, чувством и умом Вайнберга, соединившем в своей музыке три разных мира — еврейский, польский и русский».
Евгений Арье:«Я ставил спектакль по роману Достоевского "Идиот" в драматическом театре 25 лет назад. Но опера — это другая история, совсем другой процесс работы. Музыка тебе диктует очень многое. И вместо того, чтобы воевать с ней, надо попытаться её понять и реализовать на сцене, что совсем не просто. Я ставил Достоевского с музыкой Вайнберга, основанной на романе Достоевского. Я не могу их разделить...
В отличие от сегодняшних героев — сильных и успешных, Мышкин — человек слабый, нелепый… и гениальный. Гениальность Мышкина состоит в его способности чувствовать боль другого человека. И привнести сегодня в драме, опере, в кино такого героя, как Мышкин, мне кажется, очень важно».
обсуждение >>