Российские трансляции спектаклей Большого театра стали частью масштабного «Театрального киносезона 2013-2014», осуществляемого арт-объединением CoolConnections. Проект объединяет драматические спектакли Королевского национального театра, Шекспировского театра «Глобус» и Королевской Шекспировской компании, постановки Metropolitan Opera (Нью-Йорк) и Большого театра.
16 февраля Большой театр в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Мурманске, Калининграде, Уфе, Воронеже, Саратове, Вологде, Краснодаре и других городах проекта «Театральный киносезон 2013/14» покажет шедевр хореографии XX столетия — трехчастный балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» .
«Драгоценности» появились на свет в 1967 году - Баланчин поставил этот первый «полнометражный» бессюжетный балет для своей труппы Нью-Йорк сити балет. Его ждала счастливая судьба: он обошел многие сцены мира и неизменно пользовался громким успехом.
История создания великого произведения искусства всегда обрастает множеством легенд. Так произошло и с «Драгоценностями». Существует версия, что Баланчин и ювелир Клод Арпель познакомились, будучи в гостях у скрипача Натана Мильштейна. Но выяснили, что их интересы «пересекаются», когда Баланчин обозревал витрины магазина знаменитого ювелирного дома Van Cleef & Arpels на Пятой авеню. Арпель спустя десятилетия хранил впечатления, полученные от просмотра спектаклей Дягилевской антрепризы. Баланчину, завороженному блеском драгоценных камней, пришла идея поставить балет, в котором танец мерцал бы и переливался, подобно свету, играющему на их гранях.
Кроме того, считается, что каждый камень символизировал один из трех этапов жизненного и творческого пути балетмейстера: «Изумруды» на музыку Г. Форе отражали изысканность и элегантность Франции, присущие также и французской балетной школе, «Рубины» на музыку И. Стравинского отдавали дань острым синкопированным ритмам Америки с ее Бродвеем, а «Бриллианты» (музыка П. Чайковского) стали ностальгическим воспоминанием о кристальной чистоте школы императорского петербургского балета.
Вот что писал о постановке известный американский балетный критик английского происхождения г-на Клайв Барнс: «Едва ли Джордж Баланчин когда-либо прежде создавал опус, в котором замысел нашел бы столь прочную опору, изобретательность была бы столь образной, а концепция столь впечатляющей, как в трехактном балете, мировая премьера которого состоялась вчера на сцене Театра штата Нью-Йорк».
Известно также и такое высказывание об этом балете: ««Драгоценности» — это словно и завтрак, и ланч, и обед у Тиффани».
Партнером Большого театра на выпуске новой премьеры выступил ювелирный дом Van Cleef & Arpels, которому выпала честь стать вдохновителем одного из самых знаменитых хореографов XX века. Но компания и сама не раз вдохновлялась искусством балета еще задолго до исторической встречи Баланчина и Клода Арпеля. «Танцующая» брошь, изображение которой украшает афиши нынешней премьеры в Большом (она называется «Испанская танцовщица»), была создана в 1941 году. С тех пор ювелиры фирмы не раз обращались к танцевальным мотивам. Кульминации же своей эти мотивы достигли в 2007 году, когда «Драгоценности» были поставлены в Лондоне в королевском театре Ковент-Гарден. Тогда в честь 40-летия мировой премьеры шедевра Баланчина была разработана и представлена коллекция Ballet précieux — Драгоценный балет. Благодаря компании Van Cleef & Arpels спектакль Большого одет в эксклюзивные одежды: художник по костюмам Елена Зайцева и сценограф Альона Пикалова были допущены в святая святых — «архивные» хранилища ювелирного дома, где изучили самые знаменитые экспонаты, также ставшие для них отправной точкой в работе над новой постановкой.
Балет Джорджа Баланчина длится 2 часа 12 минуты и состоит из трех частей: «Изумруды» (на музыку Габриэля Форе), «Рубины» (на музыку Игоря Стравинского) и «Бриллианты» (на музыку Петра Чайковского).
Педагоги-репетиторы – Сандра Дженнингс, Мэррилл Эшли, Пол Боуз.
Художник-постановщик – Альона Пикалова.
Художник по костюмам – Елена Зайцева.
Дирижер-постановщик – Павел Сорокин.
Исполнители:
фото: Дамир Юсупов
Изумруды: Иван Алексеев
Владислав Лантратов
Анастасия Сташкевич
Анна Тихомирова
фото: Дамир Юсупов
Рубины: Екатерина Крысанова
Вячеслав Лопатин
Екатерина Шипулина
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
обсуждение >>