Фильм снимался в 1979-1985 годах и показательно произошедшее за этот срок разложение - от нормальной научной картины мира в первой серии к летающим тарелкам и Бермудскому треугольнику в последней.
Жутко представить, во что бы он превратился при дальнейшем продолжении.
Как седлать интересный, умный и весёлый мультфильм? Большинство современных мультипликаторов ответа на этот вопрос не знают, их фантазии хватает только на богатырей и снежную королеву, которая смотрится отвратительно (особенно на фоне восхитительного "Холодного сердца"). А вот Валерий Угаров сумел создать необычный и смешной мультфильм, который дети да и взрослые смотрят с удовольствием. Начнём с того, что никому ещё не удавалось так остроумно преподнести школьную программу. "На задней парте" стоит использовать вместо рекламы для популяризации школ! С одной стороны мы наблюдаем весёлые догонялки в духе "Ну, погоди!", но с другой - получаем полезную информацию по истории, биологии и физике! Зритель не заскучает, ибо Лейкин - Бармалейкин грозит кулаком своей соседке по парте и выдумывает очередную ловушку. Его коварные планы наивны и всегда с треском разбиваются, а Знайкина - Зазнайкина при этом неизменно хихикает, чем только раззадоривает парнишку. Когда же волей случая они начинают вместе готовиться к экзамену, становиться очевидно - Лейкин не глупый парень, но учёба для него слишком скучное занятие. И девочка ухитряется его увлечь! На самом деле мудрый Валерий Угаров увлекает юных зрителей. Шутки в мультфильме оставляют за бортом всех нынешних горе - юмористов, ибо юмор здесь тонкий и умный! Помните, как Лейкин пытался предотвратить открытие закона всемирного тяготения? При этом авторы добавили множество цитат, отсылок и пасхалок в своё творение. Ну, и конечно, финал! Здесь нам намекают на зарождение первой любви и романтических отношений. При этом тему эротики авторы не обошли, предъявив нам несколько очень остроумных шуток. Современная эстрада такие вещи опускает до банальной пошлости, не догадываясь, что и на такие темы можно шутить тонко. Сами персонажи также эволюционируют по ходу действия. В первой серии Лейкин и Знайкина враждуют друг с другом, вредничают и даже дерутся! Но постепенно они начинают дружить и противостояние прекращают. задача решена великолепно! Садитесь, Угаров. Пятёрка!
Не могу вспомнить название мультфильма. Там как-то получили девочка и мальчик загадывать желания и они выполнялись. Помню, что увидели злую бабку продававшую пирожки, и отгонявшую собачонку (кажется голос знаменитой Авдотьи Никитичны). Дети загадали желание, та стала такой доброй, что собачонку засунула прямо в тележку с пирожками, "кушай прямо там, бедненькая".
№ 9 Света из Перми (Пермь) 13.10.2014 18:18
Так и финал у фильма "хэппиэндный" :) - Боря дарит Оле осенний листочек, залетевший в класс. А как Оля при этом зарделась и засмущалась... Повесть о первой любви...
№ 8 Анджей
Ну, я не скажу, что сейчас не снимают хорошие мультфильмы.
Есть яркие интересные ленты: «Маша и медведь», «Фиксики», «Почемучка». Но общее впечатление от российских и зарубежных мультсериалов какое-то серое, особенно, если сравнить их с советскими фильмами. Скажем, в «Паровозике из Ромашкова» герой очень любит природу, и хоть там нехитрая графика, необычно показан рассвет и передано весеннее настроение. А можно ли этого ждать от всяческих «Тачек»? Там у персонажей больше на уме деловитость или бытовуха. А компьютерные кусты и деревья – всего только фон…
А главное - несмотря на обилие эффектов, мультфильм смотрится очень органично.
Я видела эти серии в детстве, но тогда было просто интересно смотреть на бегающих человечков. А вот недавно подумалось, что всё тут сложнее. На первый взгляд, фильм рассчитан на младшего школьника и далёк от реальности. Но, если присмотреться, герои в картине уже комсомольского возраста, что редко бывает в советских мультфильмах, и явно задета тема первой школьной любви. К тому же Зазнайкина в фантазиях Лейкина в одном лишь купальничке, и сам Бармалейкин ей как-то привиделся в костюме Адама… :)
№5 Света из Перми
Мультфильмы сейчас больше похожи на мыльные оперы не в лучшем смысле этого слова.
Ну я не скажу, что сейчас не снимают хорошие мультфильмы. Снимают, но не показывает. Прежде всего, это Гора Самоцветов, также хорошие работы делает "Анимос", Беларусьфильм, и ещё можно найти примеры. Но большинство из них неизвестны широкому зрителю. :-(
№3 Марк Кириллов
Приколов тут - практически весь фильм.
А главное - несмотря на обилие эффектов, мультфильм смотрится очень органично. Тогда как нередко можно увидеть фильмы, где неуместное использование эффектов идёт только во вред.
№ 4 Анджей
Зато на эту тему было много художественных фильмов. А сейчас, действительно, школьная тема почти не затрагивается ни в мультипликации, ни в кинематографе.
Мультфильмы сейчас больше похожи на мыльные оперы не в лучшем смысле этого слова. Бывает, и графика хорошая, и персонажи добрые, а за душу не берёт. Деревья и травы искусственны, как макеты. Герои болтливы, но у них ни одного остроумного выражения. Сюжеты одинаковы и скучны. Нет необыкновенных художественных решений. А малыши других лент не знают…
Да, "Девочка в цирке" - это как раз из серии про исправляющихся учеников. "Федя Зайцев" - тоже про школьников, но он, скорее, на тему поведения, а не учёбы.
Все «школьные» мультфильмы по-своему интересны, но к лентам середины прошлого века у меня всегда было особое отношение. Есть в них какое-то своё обаяние. Потом ребята в фильмах стали карикатурней. Особенно в конце 80-х годов…
Вот статья про Угарова…
Спасибо за статьи! Интересно было прочесть.
Вот, например, известно, что мультфильм "Шкатулка с секретом" был создан под влиянием "Жёлтой подводной лодки", а "На задней парте" - это дальнейшее развитие идеи мультфильма "Проделкин в школе", который является совместной работой Угарова, Сокольского и Анатолия Петрова.
Проделкина я помню: вылитый Бармалейкин. :) «Шкатулка» и «Халиф-аист» хорошие ленты, но люди их в силу нестандартности воспринимают неоднозначно. А вот сравнительно недавние киносказки о Бабке Ёжке меня больше расстроили. Хотя там сценарист и М. Липскеров, но то, что получилось, явно не «Самый маленький гном»…
Картин, всерьёз раскрывающих тему общения школьников и педагогов за рамками школьной программы, советские аниматоры почти не снимали.
Зато на эту тему было много художественных фильмов. А сейчас, действительно, школьная тема почти не затрагивается ни в мультипликации, ни в кинематографе.
Я бы ещё вспомнила «Федю Зайцева» (1948 г.) (есть также его ремейк «Человечка нарисовал я» (1960)) и «Девочку в цирке» (1950 г.)
Да, "Девочка в цирке" - это как раз из серии про исправляющихся учеников. "Федя Зайцев" - тоже про школьников, но он, скорее, на тему поведения, а не учёбы.
А где можно найти цитируемую статью этого режиссёра и сведения о его творческой биографии?..
Мультфильмы из цикла «На задней парте», конечно же, необычны, особенно на фоне сегодняшних лент. Но, в общем-то «школьных» картин, основанных на «ожившей» ребячьей фантазии, с всякими неожиданными превращениями, в советской анимации было не так уж и мало, а может и более чем достаточно…
Ну, в общем то, да. Но если говорить о художественном стиле, то сложно судить о том или ином вкладе в развитие мультипликации. Вот, например, известно, что мультфильм "Шкатулка с секретом" был создан под влиянием "Жёлтой подводной лодки", а "На задней парте" - это дальшейшее развитие идеи мультфильма "Проделкин в школе", который является совместной работой Угарова, Сокольского и Анатолия Петрова. Но я не знаю, как создавалась стилистика этого мультфильма, на сколько это воплощение новых идей его авторов, а на сколько - влияние уже существующих. Вроде бы, можно увидеть сходство с некоторыми работами Хитрука (что не удивительно).
отзывы
Жутко представить, во что бы он превратился при дальнейшем продолжении.
А не помните, в какой серии учитель посылал Лейкина в сипулярий на сипуление?
Большое спасибо.
"Чудеса среди бела дня", режиссёр Михаил Каменецкий.
Так и финал у фильма "хэппиэндный" :) - Боря дарит Оле осенний листочек, залетевший в класс. А как Оля при этом зарделась и засмущалась... Повесть о первой любви...
Между прочим, во второй серии и Зазнайкина привиделась Лейкину в костюме Евы...
К тому же Зазнайкина в фантазиях Лейкина в одном лишь купальничке, и сам Бармалейкин ей как-то привиделся в костюме Адама… :)
Ну, я не скажу, что сейчас не снимают хорошие мультфильмы.
Мультфильмы сейчас больше похожи на мыльные оперы не в лучшем смысле этого слова.
Приколов тут - практически весь фильм.
А не помните, в какой серии учитель посылал Лейкина в сипулярий на сипуление?
Зато на эту тему было много художественных фильмов. А сейчас, действительно, школьная тема почти не затрагивается ни в мультипликации, ни в кинематографе.
http://old.tvkultura.ru/issue.html?id=34354
И интервью с ним:
http://www.vestnikkipra.com/?mod=iss&id=-11192