№27 Елена Кельман
04.02.2020
Я люблю кино. В 1991 году мне посчастливилось посмотреть фильм "Филипп Траум". Он шёл в СССР по телевидению всего один раз. Это был последний год существования СССР.
Я помню, было лето, вечер, на Сухой Самарке на Заставной улице, в сумерках, мы смотрели на экран и не могли оторвать глаз от происходящего там, и много дней после этого мне вспоминались полыхающие глаза Сатаны - Филиппа Траума, которые так пленили Маргарет.
Я тоже помню этот летний вечер, сумерки. Я тоже смотрела "Филиппа Траума" и не могла оторвать глаз от экрана... Это было в Самаре, на улице Осипенко. 33 года прошло...
В начале 90-х я просто влюбилась в этот фильм. Во мне тогда горела жажда поиска чего-то, даже непонятно чего, духовного, и Филипп Траум меня просто приворожил.
Вчера обрадовалась возможности снова увидеть фильм по телевизору. Да, картина по-прежнему завораживает, как и 30 с лишним лет назад, но только по-другому.
Восхищает не сатана-младший - Филипп теперь уже кажется мелким фокусником.
Самая потрясающая сцена фильма - это стоящие на мосту Брант, Теодор и Маргарет - трое против безумной толпы.
Символично:
Брант - меч и огонь.
Теодор - Божий дух.
Маргарет - красота и любовь.
Как мало людей, не поддающихся ни страху, ни чувству стадности, но именно они - соль земли.
Посмотрев "Филиппа Траума", хочется как можно дольше ни на что не переключаться и наслаждаться приятным послевкусием фильма.
В первый раз посмотрела этот фильм по ТВ лет, наверное, в 12, и тогда он произвел на меня какое-то странное впечатление: с одной стороны это вроде как бы сказка (чудеса всяческие да и главные герои - дети), но с другой - чуялось в этой истории что-то совсем не детское, чтоб не сказать мрачное. Пересмотрела уже будучи взрослой и вот теперь оценила фильм по достоинству и да, это таки не детский фильм, а вполне себе серьезная, философская притча, после которой хочется о многом подумать. Особенно хочу отметить игру юных актеров - молодцы мальчишки, хорошо постарались), Е.Весник в роли Бранта очень хорош, ну и Г.
Воробьев - прямо точное попадание в образ. Маргарет... Навеяло воспоминания о булгаковской Маргарите)
Единственное, что не очень ясно - это куда в конце концов девались Маргарет, Брант и Теодор; я так понимаю, Сатана-младший таки забрал их с собой?
В целом же могу рекомендовать фильм к просмотру, но только не детям, а взрослым.
04.02.2020
Я люблю кино. В 1991 году мне посчастливилось посмотреть фильм "Филипп Траум". Он шёл в СССР по телевидению всего один раз. Это был последний год существования СССР.
Я помню, было лето, вечер, на Сухой Самарке на Заставной улице, в сумерках, мы смотрели на экран и не могли оторвать глаз от происходящего там, и много дней после этого мне вспоминались полыхающие глаза Сатаны - Филиппа Траума, которые так пленили Маргарет, и даже через много лет, в 2019-ом году, заново посмотрев, этот фильм, я с ужасом ждала этот кадр с горящим глазами.
Всё, что найти тебе не удалось,
На дне лохматой спрятано лощины,
Отчаиваться больше нет причины,
Ты всё найдёшь, лишь удочку забрось.
Первые кадры фильма: мрачное средневековье, век инквизиции. Фейртаг (Алексей Зубарев), главный судья духовного трибунала, одержимый фанатик с горящими глазами, воплощение зла, насилия и несправедливости и Маргарет, Маргарита (Ия Парулава), имя, которым наделяли самых прекрасных женщин, возлюбленную доктора Фауста и Мастера; полная противоположность Фейртагу, как сказал смотритель замка Феликс Брандт: "Маргарет - это птица, случайно залетевшая в снежную метель. Она не для этого времени, не для этого города, не для этих людей", свободная, красивая и чувственная. Фейртага влечет к ней и он любит и ненавидит Маргарет, также как Клод Фролло Эсмеральду.
Следующий сюжет - встреча Теодора и Филиппа Траума на городской площади до казни старой Нары. Кадр, когда на плечо мальчика ложится рука таинственного незнакомца в черной перчатке , элегантно одетого во всё чёрное и в потрясающей шапке, в которой ходили молодые люди в средневековье, завораживает. Филипп Траум, маг и путешественник, исполняемый Габриэлем Воробьевым, - мистическая фигура. В его красивом холодном лице с большими голубыми глазами и мягком и повелительном тембре голоса (Сергей Паршин) есть что-то нездешнее, что-то притягательное и зловещее. В чём дальше и убеждаешься, когда он представляется детям: Сеппи, Теодору и Николаусу Сатаной. Его забавляет удивление и радость детей, их наивность. Филипп Траум, племянник Сатаны, та сила, что "вечно хочет зла и вечно совершает благо", пристально и внимательно наблюдает за людьми, и презирая человеческий род, привязывается к лучшим его представителям, наделенным благородством, мужеством и умом, как Теодор Фишер, Николаус, Маргарет, отец Питер и Феликс Брандт. И эта привязанность, а, может быть, я ошибаюсь, это был очередной урок, преподнесенный людям , вводит его в соблазн помочь детям, сделав доброе дело для отца Питера и Маргарет.
Но, увы, как пророчески говорит Траум:"Люди! Ни одно доброе дело не остается у вас безнаказанным". Найденный отцом Питером в лесу кошелек с золотом, подброшенный Филиппом Траумом по просьбе детей, становится причиной того, что священника обвиняют в краже и бросают в тюрьму, а Маргарет подозревают в колдовстве.
Филипп Траум был поставлен по произведению Марка Твена "Таинственный незнакомец" - глубокой философской притчи, которую мне удалось прочесть только в восемнадцать лет, в ней Марк Твен задает главные вопросы человечества, на которые нет ответа. "Его якобы не знающий различия между добром и злом, равнодушный к ним, Сатана произносит яростные, обличительные речи, в которых рисует нам в самом мрачном свете и историю человеческую, и нравы человечества, и глупость, низость и подлость людей." А. Кончеев.
В фильме Игоря Масленникова постоянно противопоставлены человеческая надежда и любовь в лице Теодора Фишера (Филипп Козлов), умного не по годам, рассудительного мальчика с большим сердцем; Маргариты, пламенная любовь которой смогла растопить даже ледяное сердце Сатаны, и Филиппа Траума - обличитель пороков человеческих, воплощение разочарования, холодной мысли, правды в её жёстком и неприглядном для человечества свете. Когда Теодор играет на органе и Траум слушает его, то в ответ на предложение набрать в сердце как можно больше гордости и представить свои руки птицами и улететь, Теодор отвечает, что ему легче представить отца, мать, людей, которых он любит, и обессиленный прекращает играть потому, что он слишком высоко улетел, и побоялся не вернуться назад. И Траум спрашивает, а разве этот полёт не стоит того, чтобы наслаждаться им.
Мальчики - дети и немногие взрослые в Эссельдорфе, что в переводе с немецкого означает "деревня ослов" остаются людьми, остальные же в подтверждение слов Филиппа Траума превращаются в ослов из-за постоянного страха, унижения и обреченности. Помните, когда дети и Филипп Траум сидят у костра, он говорит:"Все мы рождаемся ангелами, это уже потом жизнь делает из нас страшилищ"? Страшная, даже жуткая правда.
Сатана преподносит урок Теодору, суть которого в том, что люди злы и ничтожны, и Теодор, который сопротивляется до последнего и не может простить Трауму смерть Николауса, на прощание желает Сатане младшему "хорошенько помучится от любви к людям". В этот момент думаешь, ну вот, наконец-то, человеческое все-таки побеждает, ан нет! В конце фильма перед тем, как исчезнуть с Дикой охотой, Теодор говорит:"Я не хочу жить среди людей."
Как очаровательна игра актеров, сюжет, краски этого фильма, картины из которого я запомнила на всю жизнь. Сколько интересных фраз в этом фильме, дословно, конечно, не помню. Например, когда монах, торгующий индульгенциями, подходит к Трауму со словами: "Тепленькое местечко в раю, Вы будете в прекрасной компании!" А Траум отвечает:"Вместе с Фейертагом? Нет уж, извольте. Если бы я был там один". На что монах говорит:"Рай для одного - это ад", а Траум в ответ:"Рай для всех - тоже ад". Замечательно сказано.
И пусть в фильме есть что-то мрачное и зловещее, но он по-своему прекрасен, в нём есть место и для надежды и для веры в чудо. Зло, правящее казалось бы, безраздельно, наказано: разрушен дом разорившего полгорода ростовщика Соломона Айзекса, спален Фейртаг и спасены от смерти Теодор, Маргарет и Феликс Брандт. И пусть приезжает новый инквизитор, дядюшка Питер стал сумасшедшим королем Лиром и о судьбе Теодора, Маргарет и Феликса Брандта ничего не известно, но отец Николауса, судья Вюрбург, говорит отцу Теодора:"У Вас есть хотя бы надежда" и кто знает, если Траум сказал Теодору "ты станешь великим органистом, но философом ты станешь раньше", то, всё может быть. Всё может быть, если есть надежда. Надежда - одно из лучших чувств, надежда - инстинкт самосохранения на духовном уровне.
Недавно узнала о этом интересном фильме. Очень круто передана атмосфера средневековья.
Необычная подборка актеров:
Ужасающе прекрасен Филипп Траум в образе странствующего студента — прямой гость из трагедии Гёте. Но кроме приписанного Твеном ангельского чина, он также утратил и классическую жажду к злу. Здесь утомлённый мудростью и вечностью представитель высшего разума, желая помочь, изначально творит добро, но что бы он не делал, в результате всегда именно зло бесчисленно умножается людьми
Прекрасная Маргарет-Маргарет в фильме это не просто милая девушка, персонаж преимущественно второго плана, это прекрасная интерпретация знакового образа. Сильная, честная, благородная, бесстрашная. Как и любая женщина (да и вообще человек) с подобными качествами, она притягивает к себе зависть и злобу. Она одновременно и символ благочестия и изгой. Ей искренне восхищаются и глубоко ненавидят. Впрочем, в отличие от булгаковской героини, она не идеальна, поэтому не кажется неуместной копией.
№23 olurko
... Фильм прекрасен, но страшен своей идейной составляющей.
Герои фильма живут в мире без Бога; вернее, Бог не виден за стенами соборов, за спинами священнослужителей, за беспощадными законами. И в этот мир приходит Сатана как избавитель, как спасение и надежда.
Да, фильм по сути страшный. И с вашими словами (про отсутствие Бога) согласна полностью. Только его не у Масленникова нет, его в "этом мире" нет. Даже, казалось бы, положительный герой, о.Питер, сходит с ума. Не было в нем веры, которая помогла бы пройти через это страшное испытание. А еще один, вроде бы, положительный герой, Вильгельм, настоящая тряпка. Он осуждает инквизицию, но у него не хватает духа заступиться даже за свою невесту.
А дьявол здесь не избавитель. Он достаточно равнодушен ко всему происходящему. Он только исполняет желания людей, утративших веру в Бога.
№23 olurkoУважаемый И.Масленников переставил акценты (у Марка Твена в его повести совсем все безнадежно, насколько я помню), увлекся и проложил очень сомнительный путь. Это сатанизм вообще-то.
Это такой же "сатанизм", как у Булгакова. Там дьявол приходит в мир, отвергнувший Бога. В этом фильме он приходит в мир лицемеров, которые словами чтут Христа, а по делам - форменные сатанисты. Все закономерно.
Фильм-притча с трудной, мистической судьбой, мудрая сказка для детей и взрослых. Очень духовный и одновременно антиклерикальный фильм..
Фильм прекрасен, но страшен своей идейной составляющей.
Герои фильма живут в мире без Бога; вернее, Бог не виден за стенами соборов, за спинами священнослужителей, за беспощадными законами. И в этот мир приходит Сатана как избавитель, как спасение и надежда. Уважаемый И.Масленников переставил акценты (у Марка Твена в его повести совсем все безнадежно, насколько я помню), увлекся и проложил очень сомнительный путь. Это сатанизм вообще-то.
Необычный фильм. Уж точно не для обывателя, лузгающего семечки, не для глупого любителя "развлекалова". Поэтому он так плохо известен кинозрителю.
Фильм-притча с трудной, мистической судьбой, мудрая сказка для детей и взрослых. Очень духовный и одновременно антиклерикальный фильм. И это неудивительно, т.к. первоисточник - известная средневековая легенда, адаптированная известнейшим антиклерикалом и атеистом Марком Твеном.
Фильм перекликается (и идейно близок) и с "Мастером и Маргаритой", и с "Легедной о Тиле Уленшпигеле". Если "Тиль" - пиршество для глаз, настоящий подарок ценителям живописи, то "Филиппа Траума", думаю, по достоинству оценят поклонники не только мистики и Булгакова, но и классической музыки. Его стоит смотреть хотя бы из-за чарующих звуков органа.
Прекрасный, вечный фильм со своей неповторимой эстетикой... Он заслуживает того, чтобы его смотрели, чтобы над ним размышляли. Рекомендую всем, кто еще умеет это делать.
Не знаю, по-моему ,действительно ужас. С глубокими мыслями. Удивительно, как в атеистической стране умудрились снять настолько духовный фильм. Что касается отсылок и замаскированных цитат, я больше услышала "Факультет ненужных вещей" Домбровского, чем Булгакова. Впрочем, эти двое настолько похожи в своём творчестве, что иногда я путаю, кого читаю. И Саша Чёрный тоже на них похож. Поразительно и потрясительно, эти трое никогда не встречались и вряд ли друг друга читали, но совпадения в текстах иногда просто ошеломляют.
Всем, кто любит этот фильм и вообще всё сказочное и мистическое милости прошу в свою группу вконтакте "Сказочные встречи в Москве". Нам есть, что обсудить!
В фильме поразительно прекрасно подобраны актёрский состав и музыка. Меня, как любителя, такой мистики, очень подкупило то, что без особых спецэфектов, без сложного грима создано такое ощущение мистического настроения, причём на протяжении всего фильма. Однако, то что Габриэль Воробьёв исчез из большого кино, скорее виной обшая ситуация, в которой находился советский кинематограф после резкого разрушения советского государства. Книгу я когда-то видела у своего покойного прадедушки в его собрании книг серии Детская литература. Но тогда я её не прочла. Прадед умер, книги попали к чужим людям. Я потом искала это произведение, не находила. Но сейчас оно есть в электронных библиотеках. Я его слушаю по аудиокнигам в интернете, но никак не могу дослушать до конца, так как не нравится манера и голос женщины-чтицы. А фильм сейчас доступен везде.
Я в своём посте №15 немного напутал.
Ведь роль Филипп Траума в действительности исполняет Габриель Воробьёв (а я про Юри Ярвета написал).
Бывает, ошибся. Прошу простить за эту неточность.
Хотя заслуг уважаемого Юри Евгеньевича Ярвета это ничуть не уменьшает. Его роль (хоть и небольшая она) в этом фильме одна из самых сильнейших.
отзывы
04.02.2020
Я люблю кино. В 1991 году мне посчастливилось посмотреть фильм "Филипп Траум". Он шёл в СССР по телевидению всего один раз. Это был последний год существования СССР.
Я помню, было лето, вечер, на Сухой Самарке на Заставной улице, в сумерках, мы смотрели на экран и не могли оторвать глаз от происходящего там, и много дней после этого мне вспоминались полыхающие глаза Сатаны - Филиппа Траума, которые так пленили Маргарет.
Вчера обрадовалась возможности снова увидеть фильм по телевизору. Да, картина по-прежнему завораживает, как и 30 с лишним лет назад, но только по-другому.
Восхищает не сатана-младший - Филипп теперь уже кажется мелким фокусником.
Самая потрясающая сцена фильма - это стоящие на мосту Брант, Теодор и Маргарет - трое против безумной толпы.
Символично:
Брант - меч и огонь.
Теодор - Божий дух.
Маргарет - красота и любовь.
Как мало людей, не поддающихся ни страху, ни чувству стадности, но именно они - соль земли.
Посмотрев "Филиппа Траума", хочется как можно дольше ни на что не переключаться и наслаждаться приятным послевкусием фильма.
Воробьев - прямо точное попадание в образ. Маргарет... Навеяло воспоминания о булгаковской Маргарите)
Единственное, что не очень ясно - это куда в конце концов девались Маргарет, Брант и Теодор; я так понимаю, Сатана-младший таки забрал их с собой?
В целом же могу рекомендовать фильм к просмотру, но только не детям, а взрослым.
Я люблю кино. В 1991 году мне посчастливилось посмотреть фильм "Филипп Траум". Он шёл в СССР по телевидению всего один раз. Это был последний год существования СССР.
Я помню, было лето, вечер, на Сухой Самарке на Заставной улице, в сумерках, мы смотрели на экран и не могли оторвать глаз от происходящего там, и много дней после этого мне вспоминались полыхающие глаза Сатаны - Филиппа Траума, которые так пленили Маргарет, и даже через много лет, в 2019-ом году, заново посмотрев, этот фильм, я с ужасом ждала этот кадр с горящим глазами.
Всё, что найти тебе не удалось,
На дне лохматой спрятано лощины,
Отчаиваться больше нет причины,
Ты всё найдёшь, лишь удочку забрось.
Первые кадры фильма: мрачное средневековье, век инквизиции. Фейртаг (Алексей Зубарев), главный судья духовного трибунала, одержимый фанатик с горящими глазами, воплощение зла, насилия и несправедливости и Маргарет, Маргарита (Ия Парулава), имя, которым наделяли самых прекрасных женщин, возлюбленную доктора Фауста и Мастера; полная противоположность Фейртагу, как сказал смотритель замка Феликс Брандт: "Маргарет - это птица, случайно залетевшая в снежную метель. Она не для этого времени, не для этого города, не для этих людей", свободная, красивая и чувственная. Фейртага влечет к ней и он любит и ненавидит Маргарет, также как Клод Фролло Эсмеральду.
Следующий сюжет - встреча Теодора и Филиппа Траума на городской площади до казни старой Нары. Кадр, когда на плечо мальчика ложится рука таинственного незнакомца в черной перчатке , элегантно одетого во всё чёрное и в потрясающей шапке, в которой ходили молодые люди в средневековье, завораживает. Филипп Траум, маг и путешественник, исполняемый Габриэлем Воробьевым, - мистическая фигура. В его красивом холодном лице с большими голубыми глазами и мягком и повелительном тембре голоса (Сергей Паршин) есть что-то нездешнее, что-то притягательное и зловещее. В чём дальше и убеждаешься, когда он представляется детям: Сеппи, Теодору и Николаусу Сатаной. Его забавляет удивление и радость детей, их наивность. Филипп Траум, племянник Сатаны, та сила, что "вечно хочет зла и вечно совершает благо", пристально и внимательно наблюдает за людьми, и презирая человеческий род, привязывается к лучшим его представителям, наделенным благородством, мужеством и умом, как Теодор Фишер, Николаус, Маргарет, отец Питер и Феликс Брандт. И эта привязанность, а, может быть, я ошибаюсь, это был очередной урок, преподнесенный людям , вводит его в соблазн помочь детям, сделав доброе дело для отца Питера и Маргарет.
Но, увы, как пророчески говорит Траум:"Люди! Ни одно доброе дело не остается у вас безнаказанным". Найденный отцом Питером в лесу кошелек с золотом, подброшенный Филиппом Траумом по просьбе детей, становится причиной того, что священника обвиняют в краже и бросают в тюрьму, а Маргарет подозревают в колдовстве.
Филипп Траум был поставлен по произведению Марка Твена "Таинственный незнакомец" - глубокой философской притчи, которую мне удалось прочесть только в восемнадцать лет, в ней Марк Твен задает главные вопросы человечества, на которые нет ответа. "Его якобы не знающий различия между добром и злом, равнодушный к ним, Сатана произносит яростные, обличительные речи, в которых рисует нам в самом мрачном свете и историю человеческую, и нравы человечества, и глупость, низость и подлость людей." А. Кончеев.
В фильме Игоря Масленникова постоянно противопоставлены человеческая надежда и любовь в лице Теодора Фишера (Филипп Козлов), умного не по годам, рассудительного мальчика с большим сердцем; Маргариты, пламенная любовь которой смогла растопить даже ледяное сердце Сатаны, и Филиппа Траума - обличитель пороков человеческих, воплощение разочарования, холодной мысли, правды в её жёстком и неприглядном для человечества свете. Когда Теодор играет на органе и Траум слушает его, то в ответ на предложение набрать в сердце как можно больше гордости и представить свои руки птицами и улететь, Теодор отвечает, что ему легче представить отца, мать, людей, которых он любит, и обессиленный прекращает играть потому, что он слишком высоко улетел, и побоялся не вернуться назад. И Траум спрашивает, а разве этот полёт не стоит того, чтобы наслаждаться им.
Мальчики - дети и немногие взрослые в Эссельдорфе, что в переводе с немецкого означает "деревня ослов" остаются людьми, остальные же в подтверждение слов Филиппа Траума превращаются в ослов из-за постоянного страха, унижения и обреченности. Помните, когда дети и Филипп Траум сидят у костра, он говорит:"Все мы рождаемся ангелами, это уже потом жизнь делает из нас страшилищ"? Страшная, даже жуткая правда.
Сатана преподносит урок Теодору, суть которого в том, что люди злы и ничтожны, и Теодор, который сопротивляется до последнего и не может простить Трауму смерть Николауса, на прощание желает Сатане младшему "хорошенько помучится от любви к людям". В этот момент думаешь, ну вот, наконец-то, человеческое все-таки побеждает, ан нет! В конце фильма перед тем, как исчезнуть с Дикой охотой, Теодор говорит:"Я не хочу жить среди людей."
Как очаровательна игра актеров, сюжет, краски этого фильма, картины из которого я запомнила на всю жизнь. Сколько интересных фраз в этом фильме, дословно, конечно, не помню. Например, когда монах, торгующий индульгенциями, подходит к Трауму со словами: "Тепленькое местечко в раю, Вы будете в прекрасной компании!" А Траум отвечает:"Вместе с Фейертагом? Нет уж, извольте. Если бы я был там один". На что монах говорит:"Рай для одного - это ад", а Траум в ответ:"Рай для всех - тоже ад". Замечательно сказано.
И пусть в фильме есть что-то мрачное и зловещее, но он по-своему прекрасен, в нём есть место и для надежды и для веры в чудо. Зло, правящее казалось бы, безраздельно, наказано: разрушен дом разорившего полгорода ростовщика Соломона Айзекса, спален Фейртаг и спасены от смерти Теодор, Маргарет и Феликс Брандт. И пусть приезжает новый инквизитор, дядюшка Питер стал сумасшедшим королем Лиром и о судьбе Теодора, Маргарет и Феликса Брандта ничего не известно, но отец Николауса, судья Вюрбург, говорит отцу Теодора:"У Вас есть хотя бы надежда" и кто знает, если Траум сказал Теодору "ты станешь великим органистом, но философом ты станешь раньше", то, всё может быть. Всё может быть, если есть надежда. Надежда - одно из лучших чувств, надежда - инстинкт самосохранения на духовном уровне.
Необычная подборка актеров:
Ужасающе прекрасен Филипп Траум в образе странствующего студента — прямой гость из трагедии Гёте. Но кроме приписанного Твеном ангельского чина, он также утратил и классическую жажду к злу. Здесь утомлённый мудростью и вечностью представитель высшего разума, желая помочь, изначально творит добро, но что бы он не делал, в результате всегда именно зло бесчисленно умножается людьми
Прекрасная Маргарет-Маргарет в фильме это не просто милая девушка, персонаж преимущественно второго плана, это прекрасная интерпретация знакового образа. Сильная, честная, благородная, бесстрашная. Как и любая женщина (да и вообще человек) с подобными качествами, она притягивает к себе зависть и злобу. Она одновременно и символ благочестия и изгой. Ей искренне восхищаются и глубоко ненавидят. Впрочем, в отличие от булгаковской героини, она не идеальна, поэтому не кажется неуместной копией.
... Фильм прекрасен, но страшен своей идейной составляющей.
Герои фильма живут в мире без Бога; вернее, Бог не виден за стенами соборов, за спинами священнослужителей, за беспощадными законами. И в этот мир приходит Сатана как избавитель, как спасение и надежда.
А дьявол здесь не избавитель. Он достаточно равнодушен ко всему происходящему. Он только исполняет желания людей, утративших веру в Бога.
Фильм-притча с трудной, мистической судьбой, мудрая сказка для детей и взрослых. Очень духовный и одновременно антиклерикальный фильм..
Герои фильма живут в мире без Бога; вернее, Бог не виден за стенами соборов, за спинами священнослужителей, за беспощадными законами. И в этот мир приходит Сатана как избавитель, как спасение и надежда. Уважаемый И.Масленников переставил акценты (у Марка Твена в его повести совсем все безнадежно, насколько я помню), увлекся и проложил очень сомнительный путь. Это сатанизм вообще-то.
Фильм-притча с трудной, мистической судьбой, мудрая сказка для детей и взрослых. Очень духовный и одновременно антиклерикальный фильм. И это неудивительно, т.к. первоисточник - известная средневековая легенда, адаптированная известнейшим антиклерикалом и атеистом Марком Твеном.
Фильм перекликается (и идейно близок) и с "Мастером и Маргаритой", и с "Легедной о Тиле Уленшпигеле". Если "Тиль" - пиршество для глаз, настоящий подарок ценителям живописи, то "Филиппа Траума", думаю, по достоинству оценят поклонники не только мистики и Булгакова, но и классической музыки. Его стоит смотреть хотя бы из-за чарующих звуков органа.
Прекрасный, вечный фильм со своей неповторимой эстетикой... Он заслуживает того, чтобы его смотрели, чтобы над ним размышляли. Рекомендую всем, кто еще умеет это делать.
Ведь роль Филипп Траума в действительности исполняет Габриель Воробьёв (а я про Юри Ярвета написал).
Бывает, ошибся. Прошу простить за эту неточность.
Хотя заслуг уважаемого Юри Евгеньевича Ярвета это ничуть не уменьшает. Его роль (хоть и небольшая она) в этом фильме одна из самых сильнейших.