пастор Шлаг или светлый образ его 06.02.2025 - 13:32:47
Фильм снят по одноимённому водевилю А. П. Чехова, рассказам «Свадьба с генералом», «Перед свадьбой», «Брак по расчёту», «В бане» и сценке «Жених и папенька».
Спасибо Ахматов за информацию. Допускаю, это касалось только бюрократического аппарата, находившегося в конце войны в Тбилиси, а в воспоминаниях многих свидетелей часто мельком проскальзывает тема о работе всей съемочной группы в Москве в Лихов переулке. Кстати НЕУЛОВИМЫЙ ЯН, о котором Вы вспомнили также указан , как Тбилисская киностудия. Вероятно находились в Москве, как в в творческой экспедиции - актеры к этому привычны.
Книга, о которой Вы здесь вспомнили, мне к сожалению, неизвестна. Наверное сегодня это раритет! Интересно, что Анненский рассказал о съемках картины ЕКАТЕРИНА ВОРОНИНА, если вообще вспоминал о этой работе?
№ 150 Фриценятка. Как я понял, все просто. Когда началась война, Анненскому перед эвакуацией "Мосфильма" Эйзенштейн вручил утвержденный режиссерский сценарий фильма "Неуловимый Ян". Пока он делал актерские пробы, студия эвакуировалась в Алма-Ату. Он уехал с последним студийном автобусом. В Алма-Ате местная студия оказалась переполненной и решено было фильм передать на Тбилисскую студию. Так он и многие другие творческие работники попали в штат этой киностудии.
Интересные воспоминания. С дошкольного возраста помню эту картину , а диалоги могу читать наизусть . А диалоги здесь, ну просто россыпь изумрудов. И в связи с этими воспоминаниями было интересно узнать - известно, что фильм снимали в конце войны на ЦСДФ - центральная студия документальных фильмов, что находится в Лихов переулке, об этом сообщает и Исидор Анненский и в разных воспоминаниях об этом говорится.. А вот в титрах этого фильма четко указано ТБИЛИССКАЯ киностудия (1944 год) Какие-то объяснения существуют по этому поводу?
Из книги Исидора Анненского "В театре и кино", 1974.
/ Шел 1944-й год. Близилась окончательная победа над фашизмом. В Москву один за другим возвращались из эвакуации театры. Культурная жизнь столицы постепенно возрождалась.
В тот год отмечалось 40-летие со дня смерти А. П. Чехова. Мастера сцены и экрана обратились к его маленьким пьесам. Кинорежиссер В. Петров снимал «Юбилей». Я стал готовиться к съемкам «Свадьбы».
В сценарии я использовал и черновые варианты пьесы, и рассказы Чехова «Свадьба с генералом», «Жених и папенька», «Свадебный сезон», «Выбор невесты», «Брак через 10 – 15 лет», и знаменитые чеховские записные книжки, полные сверкающего юмора, бичующей сатиры.
Мне хотелось создать некую экранную энциклопедию мещанских браков.
Ведь в браке, рассуждал я, как в капле воды, отражалась философия современного Чехову российского мещанства, которое он столь блистательно, горько и зло высмеивал. В этой среде свадьба – отнюдь не счастливый момент в жизни любящих друг друга людей, не союз сердец, а всего лишь откровенная сделка, акт купли-продажи. Дело идет о чистогане, о выгоде.
В пьесе Чехова «Свадьба» сталкиваются два воинствующих мещанских «лагеря» – невесты и жениха. Это – повод для острого, гротесково обрисованного конфликта, истинной, абсолютно ни в чем не повинной жертвой которого становится единственный порядочный человек в этом обществе – капитан в отставке старик Ревунов-Караулов.
Воинствующе активен и живуч в пьесе – и в сценарии – лагерь невесты. Нужно было найти ему достойного противника в лице жениха. И блистательно сыгранный Эрастом Гариным жених оказался противником достойным. Такого не запугаешь, на мякине не проведешь. Он – гордый. И уж если его, гордого, хотели обмануть, подсунув капитана вместо генерала, то – держись! Жених за себя постоит – месть его страшна. Он в отместку и перины вспорет, и в участок заявится, требуя справедливости:
– Я обманывать себя не позволю. Я не субъект какой-нибудь, я одушевленное имя существительное. И у меня в душе свой жанр есть!..
Добиваясь в фильме достоверности бытовой обстановки, я одновременно стремился к философскому обобщению. Думается, в какой-то степени это удалось в последних сценах. Вот «разоблаченный» свадебный генерал тщетно взывает: «Человек! Человек! Выведи меня отсюда!..» Но человека в этом многочисленном обществе нет… И одинокий, оскорбленный, осмеянный и униженный старик медленно уходит в темную ночь. А тем временем неистово пляшут гости на свадьбе. Яростно топают сапогами, словно пытаются растоптать, уничтожить все лучшее и благородное в людях, их человеческое достоинство…
Осуществить этот замысел во многом помог мне исполнитель роли Ревунова-Караулова трогательно-обаятельный актер Н. Коновалов, хорошо знакомый зрителям по ролям в фильмах «Антон Иванович сердится» (профессор музыки Антон Иванович) и «Музыкальная история» (оперный певец Василий Кузьмич).
Актерский ансамбль в «Свадьбе» был многообразен. Даже самые маленькие роли исполнялись большими, самобытными актерами: шарманщик – Л. Свердлин, шафер – Н. Плотников, матрос – С. Блинников. Снимались А. Грибов, В. Марецкая, Ф. Раневская, О. Абдулов, М, Яншин, 3. Федорова, С. Мартинсон, В. Владиславский, Т. Пельтцер. Бессловесных персонажей Баб-Эль Мандебского и Человека в тяжелых сапогах выразительно сыграли А. Хадурский и совсем еще молодой М. Пуговкин.
Собрать такой сверкающий талантами ансамбль в военной Москве было нелегко. Вечерами артисты были заняты в театрах. Снимали мы по ночам, до утра. Развозили артистов по пустынным, затемненным улицам, предъявляя патрулям специальные пропуска. Павильоном нам служил зал Центральной студии документальных фильмов, где обычно, озвучивая кинохронику, записывали оркестр.
Талантливый ленинградский композитор Валерий Желобинский, написавший ранее музыку к «Медведю», сумел и в «Свадьбе» выразительным и современным музыкальным языком нарисовать образ самодовольного, самовлюбленного мещанства. Увлеченно, творчески интересно работали над фильмом художник С. Мандель и оператор Ю. Екельчик.
Шла война, о выезде на натурные съемки не могло быть и речи. Типичные для глубокой дореволюционной российской провинции уголки нам удалось найти в Москве. Это были переулки и улочки в районе Самотечной площади, как это ни парадоксально, сохранившиеся в реконструированной Москве. /
Марецкая - восторг, наслаждение!
Да и весь ансамбль шикарен… видно, конечно, что актеры театральные, но это особый чеховский ненавязчивый и точный юмор только подчеркивает…. Ну, просто «именины сердца»
№142 Анатолий Николаевич
А вот только на купецких свадьбах "генерал", а им мог быть и высокий чиновник на пенсии, должен был молчать, пить и есть, но не орать... А тут старичок был обманут молодым родственничком, да и не знал этих правил.
Не обязательно и молчать, есть много тем и вообще поддержать разговор, молодых поздравить, и пр.
Да, этот старик не знал правил (поведения) с какого то перепуга стал звать на абордаж! Нибось беленькой перебрал? А вообще ему лучше бы было плотнее закусить (устрицами, для него приготовленными)
Наверное от сюда пошёл афоризм "свадебный генерал"
Никак нет, совграждане, никак нет!
Чехов просто живописал общепринятую моду у купцов, с раньшего времени уже и распространившуюся. И не только Чехов про таких нанятых для важности лиц писал. Писали и до него, и после него. Например, братья-писатели Ильф и Петров, только у их за генерала должен был быть иностранец, или полярный лётчик.
А вот только на купецких свадьбах "генерал", а им мог быть и высокий чиновник на пенсии, должен был молчать, пить и есть, но не орать... А тут старичок был обманут молодым родственничком, да и не знал этих правил.
В середине тех же 30-х Зоя Федорова — круглолицая, светленькая, со вздернутым носом, крепенькая — так и просилась на экран в фильмы о строителях новой жизни.
отзывы
Я прочитал рассказ Чехова.
Фильм -- совершенно самостоятельное произведение.
Даже по сценарию.
Фильм -- совершенно самостоятельное произведение.
Даже по сценарию.
Книга, о которой Вы здесь вспомнили, мне к сожалению, неизвестна. Наверное сегодня это раритет! Интересно, что Анненский рассказал о съемках картины ЕКАТЕРИНА ВОРОНИНА, если вообще вспоминал о этой работе?
/ Шел 1944-й год. Близилась окончательная победа над фашизмом. В Москву один за другим возвращались из эвакуации театры. Культурная жизнь столицы постепенно возрождалась.
В тот год отмечалось 40-летие со дня смерти А. П. Чехова. Мастера сцены и экрана обратились к его маленьким пьесам. Кинорежиссер В. Петров снимал «Юбилей». Я стал готовиться к съемкам «Свадьбы».
В сценарии я использовал и черновые варианты пьесы, и рассказы Чехова «Свадьба с генералом», «Жених и папенька», «Свадебный сезон», «Выбор невесты», «Брак через 10 – 15 лет», и знаменитые чеховские записные книжки, полные сверкающего юмора, бичующей сатиры.
Мне хотелось создать некую экранную энциклопедию мещанских браков.
Ведь в браке, рассуждал я, как в капле воды, отражалась философия современного Чехову российского мещанства, которое он столь блистательно, горько и зло высмеивал. В этой среде свадьба – отнюдь не счастливый момент в жизни любящих друг друга людей, не союз сердец, а всего лишь откровенная сделка, акт купли-продажи. Дело идет о чистогане, о выгоде.
В пьесе Чехова «Свадьба» сталкиваются два воинствующих мещанских «лагеря» – невесты и жениха. Это – повод для острого, гротесково обрисованного конфликта, истинной, абсолютно ни в чем не повинной жертвой которого становится единственный порядочный человек в этом обществе – капитан в отставке старик Ревунов-Караулов.
Воинствующе активен и живуч в пьесе – и в сценарии – лагерь невесты. Нужно было найти ему достойного противника в лице жениха. И блистательно сыгранный Эрастом Гариным жених оказался противником достойным. Такого не запугаешь, на мякине не проведешь. Он – гордый. И уж если его, гордого, хотели обмануть, подсунув капитана вместо генерала, то – держись! Жених за себя постоит – месть его страшна. Он в отместку и перины вспорет, и в участок заявится, требуя справедливости:
– Я обманывать себя не позволю. Я не субъект какой-нибудь, я одушевленное имя существительное. И у меня в душе свой жанр есть!..
Добиваясь в фильме достоверности бытовой обстановки, я одновременно стремился к философскому обобщению. Думается, в какой-то степени это удалось в последних сценах. Вот «разоблаченный» свадебный генерал тщетно взывает: «Человек! Человек! Выведи меня отсюда!..» Но человека в этом многочисленном обществе нет… И одинокий, оскорбленный, осмеянный и униженный старик медленно уходит в темную ночь. А тем временем неистово пляшут гости на свадьбе. Яростно топают сапогами, словно пытаются растоптать, уничтожить все лучшее и благородное в людях, их человеческое достоинство…
Осуществить этот замысел во многом помог мне исполнитель роли Ревунова-Караулова трогательно-обаятельный актер Н. Коновалов, хорошо знакомый зрителям по ролям в фильмах «Антон Иванович сердится» (профессор музыки Антон Иванович) и «Музыкальная история» (оперный певец Василий Кузьмич).
Актерский ансамбль в «Свадьбе» был многообразен. Даже самые маленькие роли исполнялись большими, самобытными актерами: шарманщик – Л. Свердлин, шафер – Н. Плотников, матрос – С. Блинников. Снимались А. Грибов, В. Марецкая, Ф. Раневская, О. Абдулов, М, Яншин, 3. Федорова, С. Мартинсон, В. Владиславский, Т. Пельтцер. Бессловесных персонажей Баб-Эль Мандебского и Человека в тяжелых сапогах выразительно сыграли А. Хадурский и совсем еще молодой М. Пуговкин.
Собрать такой сверкающий талантами ансамбль в военной Москве было нелегко. Вечерами артисты были заняты в театрах. Снимали мы по ночам, до утра. Развозили артистов по пустынным, затемненным улицам, предъявляя патрулям специальные пропуска. Павильоном нам служил зал Центральной студии документальных фильмов, где обычно, озвучивая кинохронику, записывали оркестр.
Талантливый ленинградский композитор Валерий Желобинский, написавший ранее музыку к «Медведю», сумел и в «Свадьбе» выразительным и современным музыкальным языком нарисовать образ самодовольного, самовлюбленного мещанства. Увлеченно, творчески интересно работали над фильмом художник С. Мандель и оператор Ю. Екельчик.
Шла война, о выезде на натурные съемки не могло быть и речи. Типичные для глубокой дореволюционной российской провинции уголки нам удалось найти в Москве. Это были переулки и улочки в районе Самотечной площади, как это ни парадоксально, сохранившиеся в реконструированной Москве. /
Да и весь ансамбль шикарен… видно, конечно, что актеры театральные, но это особый чеховский ненавязчивый и точный юмор только подчеркивает…. Ну, просто «именины сердца»
Я ещё в юном детстве это знал
А вот только на купецких свадьбах "генерал", а им мог быть и высокий чиновник на пенсии, должен был молчать, пить и есть, но не орать... А тут старичок был обманут молодым родственничком, да и не знал этих правил.
Да, этот старик не знал правил (поведения) с какого то перепуга стал звать на абордаж! Нибось беленькой перебрал? А вообще ему лучше бы было плотнее закусить (устрицами, для него приготовленными)
Чехов просто живописал общепринятую моду у купцов, с раньшего времени уже и распространившуюся. И не только Чехов про таких нанятых для важности лиц писал. Писали и до него, и после него. Например, братья-писатели Ильф и Петров, только у их за генерала должен был быть иностранец, или полярный лётчик.
А вот только на купецких свадьбах "генерал", а им мог быть и высокий чиновник на пенсии, должен был молчать, пить и есть, но не орать... А тут старичок был обманут молодым родственничком, да и не знал этих правил.