Первый фильм - шедевр. А вот второй фильм есть плохая пародия на первый фильм. Сюжет лепили под бутылочку, глядя на передовицы Правды. Смотреть обязательно, но только первый фильм.
С точки зрения шаблонного восприятия кино сталинского времени многими непрофессионалами, фильм резко вырывается из всех рамок.
Отлично показана мотивация главного врага - раскулаченного и сосланного с его неподдельной непримитивной обидой, ярко выражена сверхглупость партийного бюрократа, запретившего звать попа к умирающему крещеному шахтеру.
Герои вообще интересны, выпуклы и сложны. Фильм нельзя описать одной строкой: "шахтеры и вредители"
В книге "КИНО. Энциклопедический словарь" (Гл.ред. Юткевич С.И.- М.: Советская Энциклопедия, 1987.- 640 с.) на с.319 в статье Пельцер Иван Романович среди работ приводится роль КОЗЛОДОЕВА в обоих фильмах БЖ. Забавно.
№29 Геннадий Воланов
С самого детства (...) слышал про "творческую неудачу" второй серии...
Конечно, в сравнении с первой серией вторая вообще не канает, но если рассматривать её как самостоятельное кинопроизведение, то вполне себе на "троечку" (или по 10-балльной - на "6").
Лично мне (в отличие от товарища Сталина ;)) очень не понравились четыре момента.
Удивительные метаморфозы с персонажами.
Особенно, чудесное воскресение деда Козодоева (И.Пельтцер), и духовное перерождение бывшего врага народа Макара Лягунова (Л.Масоха) - в настоящего друга народа, героя войны и орденоносца.
Очень примитивные военные эпизоды.
Как легко Ваня Курский устроился на работу в полицию, и как запросто - среди бела дня! - они вдвоём с Макаром завалили двух немцев со шмайсерами!
Полное ощущение, что это снималось, например, в 1942 году, и исключительно для поднятия духа наших солдат на фронте.
Незамысловатая предсказуемость сюжета.
Пропажа сына Балуна и исчезновение "дяди" (вредителя и предателя) меня ничуть не обеспокоили, поскольку был абсолютно уверен, что и сын найдётся, и "дядя" не уйдёт от справедливого возмездия!
И ведь именно так и получилось! :))
Ничем не подтверждённый пафос.
Когда инвалид войны Харитон Балун (Б.Андреев), ходящий на костылях, обещает сделать рекорд в 10(!) норм - и почти делает! - это даже не смешно, а просто нелепо.
Из зрителей реально делают идиотов - с такими ногами он бы и пол-нормы не выполнил!
Но довольно критики; немного и о хорошем, что есть в фильме.
В первую очередь отмечу Петра Алейникова и Лидию Смирнову: видеть их в кадре - одно удовольствие! :))
Тем более, что у всех остальных - Андреев, Бернес, Каюков, Пельтцер, Масоха - получились просто "ухудшенные копии" их же персонажей из первой серии "Большой жизни".
Саундтрек - просто блеск; все песни великолепные! :))
И если "Три года ты мне снилась" достаточно часто крутили по радио, а "Гармонь" особого впечатления не произвела, то "Наша любовь" в исполнении Марка Бернеса привела в восторг!
Для меня это получилось как "премьера песни" - почему-то никогда раньше её не слышал.
А теперь реально влюбился, вырезал из фильма, и переслушал, наверное, уже десяток раз! :))
б) дед Козодуев не умирает в первой серии, а заболевает, но выздоравливает. Это очевидно. Так что о чудесном воскресении речи идти не может.
Есть люди, которые думают, что человек изменится не может. А советское право считало - может! Может измениться к лучшему. Так что Макар Легунов мог измениться, осознать свою неправоту и исправиться. И это было тем легче сделать, что шла жестокая война и тут даже многие белогвардейцы в Париже встали на сторону советской власти. Кстати, Легунов не орденоносец - у него одна медаль.
б) Мне военный эпизод не показался примитивным. Шел последний день присутствия немцев на Донбассе, они бежали, отступали, был хаос. Именно поэтому было легко Курскому и Легунову заманить и убить двух солдат.
б) Балунов лишь вначале фильма на костылях. Потом он ходит сам, хоть и говорят, что ноги у него больные. И кстати, большинство мужчин были ранены, многие тяжело. Все же почти все они работали тяжело после войны, восстанавливали разрушенные города, фабрики, заводы, шахты. Это даже не пафос, а просто факты. Чего уж тут нелепого и смешного? Новых-то людей, без ранений, взять было неоткуда.
А сам героический настрой фильма, оптимизм, энтузиазм, вера в то, что человек может сделать все, что захочет, что не надо руки опускать даже в трагических ситуациях, что люди друг другу братья и товарищи, мне, например, очень душе. И в этом фильме они выражены с большой силой.
№26 Виталий Иванов
Ну как можно было такую хорошую песню (спят курганы тёмные) отдать врагу народа! Народ песню то запел, вслед за вражиной. Вот и пришлось во второй части выкручиваться потом. Лепить ему светлую биографию. В общем явный просчёт режиссёра. Так сказать политическая близорукость.
Ваня Курский как раз и отвечает на Ваш вопрос: "Он же хорошим парнем считался. Песни какие пел!" Замысел был в том, чтобы показать, как ловко маскируется враг под своего, как сложно его понять и разоблачить. Это ведь не открытые враги, а двурушники, которые прикидываются своими в доску, сваливают вину на невинных, чтобы отвести подозрение от себя. Как говорили тогда - коварный враг.
№28 Балдахин
... 1-я часть вышла в 1939-м, 2-я часть была снята в 1946, а в прокат выпущена в 1958. Сталин не одобрил, как и 2-ю серию "Ивана Грозного". По ТВ обе части показывают редко, чаще только 1-ю.
А откуда это известно, что вторая часть была снята в 1946 и выпущена лишь в 1958? И откуда известно про реакцию Сталина? Буду благодарна за подсказку.
А в Ютубе есть вторая часть?
Вообще, впервые про неё слышу. Вообще - интересно. Словно, есть возможность посмотреть утерянный навсегда фильм. Или прочесть утраченную навсегда книгу.
С самого детства - а тогда, в 70-х "Большую жизнь-1" крутили по ТВ достаточно часто - слышал про "творческую неудачу" второй серии, но сравнить было не с чем, ибо эту самую пресловутую вторую серию нигде не показывали.
Теперь пришло время стереть это белое пятно в познании советского кинематографа! :))
Конечно, в сравнении с первой серией вторая вообще не канает, но если рассматривать её как самостоятельное кинопроизведение, то вполне себе на "троечку" (или по 10-балльной - на "6").
Лично мне (в отличие от товарища Сталина ;)) очень не понравились четыре момента.
Удивительные метаморфозы с персонажами.
Особенно, чудесное воскресение деда Козодоева (И.Пельтцер), и духовное перерождение бывшего врага народа Макара Лягунова (Л.Масоха) - в настоящего друга народа, героя войны и орденоносца.
Очень примитивные военные эпизоды.
Как легко Ваня Курский устроился на работу в полицию, и как запросто - среди бела дня! - они вдвоём с Макаром завалили двух немцев со шмайсерами!
Полное ощущение, что это снималось, например, в 1942 году, и исключительно для поднятия духа наших солдат на фронте.
Незамысловатая предсказуемость сюжета.
Пропажа сына Балуна и исчезновение "дяди" (вредителя и предателя) меня ничуть не обеспокоили, поскольку был абсолютно уверен, что и сын найдётся, и "дядя" не уйдёт от справедливого возмездия!
И ведь именно так и получилось! :))
Ничем не подтверждённый пафос.
Когда инвалид войны Харитон Балун (Б.Андреев), ходящий на костылях, обещает сделать рекорд в 10(!) норм - и почти делает! - это даже не смешно, а просто нелепо.
Из зрителей реально делают идиотов - с такими ногами он бы и пол-нормы не выполнил!
Но довольно критики; немного и о хорошем, что есть в фильме.
В первую очередь отмечу Петра Алейникова и Лидию Смирнову: видеть их в кадре - одно удовольствие! :))
Тем более, что у всех остальных - Андреев, Бернес, Каюков, Пельтцер, Масоха - получились просто "ухудшенные копии" их же персонажей из первой серии "Большой жизни".
Саундтрек - просто блеск; все песни великолепные! :))
И если "Три года ты мне снилась" достаточно часто крутили по радио, а "Гармонь" особого впечатления не произвела, то "Наша любовь" в исполнении Марка Бернеса привела в восторг!
Для меня это получилось как "премьера песни" - почему-то никогда раньше её не слышал.
А теперь реально влюбился, вырезал из фильма, и переслушал, наверное, уже десяток раз! :))
№27 Юрий Блинов
Так какого же года всё-таки фильм 1939 или 1946? Неужели столько лет из-за войны снимали?
1-я часть вышла в 1939-м, 2-я часть была снята в 1946, а в прокат выпущена в 1958. Сталин не одобрил, как и 2-ю серию "Ивана Грозного". По ТВ обе части показывают редко, чаще только 1-ю.
Ну как можно было такую хорошую песню (спят курганы тёмные) отдать врагу народа! Народ песню то запел, вслед за вражиной. Вот и пришлось во второй части выкручиваться потом. Лепить ему светлую биографию. В общем явный просчёт режиссёра. Так сказать политическая близорукость.
Как и в Шахтерах, Каюков - главная звезда, но в отличии от того фильма главный положительный герой (Новосельцев) не пресноват и шаблонен как герой Пославского. Понравились и Андреев с Алейниковым для сочного житейского дополнения.
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 19.10.2013 - 22:05:58
В каждом, даже талантливейшем произведении можно обнаружить недостатки. Они были и в «Адмирале Нахимове», и в «Простых людях» и, разумеется, во второй серии «Большой жизни». Но можно ли было обрушивать на головы честно и искренне работавших крупных художников столь тяжелые обвинения в столь раздраженном тоне?
А злополучная вторая серия «Большой жизни» была выпущена на экраны лишь в декабре 1958 года. Прошла совершенно не замеченной, во второстепенных кинотеатрах, без рекламы и рецензий. Увы, она не выдержала испытания временем. В ней не хватает молодого задора, морального здоровья, полнокровных образов первой серии. В изобразительном решении чувствуется искусственность, павильонность.
Это из соседней рецензии. Забавные всё же люди критики. В одной рецензии назвать фильм талантливейшим и признать, что он не прошёл испытание временем - на это нужно большое мастерство.
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 19.10.2013 - 18:33:59
Каменоградский
Пока только первую серию поглядел, не обрезанную. Все актёры хороши, все персонажи интересные.
Полностью согласен. Первый фильм действительно производит сильное впечатление.И режиссура и актёрская игра выше всяких похвал. Причём убедительны все от Хадарова до Ляготина.
А второй фильм действительно очень слаб. Это как раз тот случай года замах на рубль... Затронута масса проблем и личных и общественных и всё мимо. Личные, решаются почти сами собой общественные не решаются вовсе. Единственно что роднит серии человеческое обояние Андреева и Алейникова. Здесь ничего не скажешь что есть то есть.
«Возьмем фильм «Большая жизнь», это — небольшая жизнь. Больно смотреть на изображение наших людей. Удивительно, когда дело касается советских людей, умудряются испачкать каждый раз.
Показать на экране жизнь современного рабочего класса, найти в человеческих характерах черты нового, сознания — издавна было желанной задачей советского кино.
отзывы
Отлично показана мотивация главного врага - раскулаченного и сосланного с его неподдельной непримитивной обидой, ярко выражена сверхглупость партийного бюрократа, запретившего звать попа к умирающему крещеному шахтеру.
Герои вообще интересны, выпуклы и сложны. Фильм нельзя описать одной строкой: "шахтеры и вредители"
С самого детства (...) слышал про "творческую неудачу" второй серии...
Конечно, в сравнении с первой серией вторая вообще не канает, но если рассматривать её как самостоятельное кинопроизведение, то вполне себе на "троечку" (или по 10-балльной - на "6").
Лично мне (в отличие от товарища Сталина ;)) очень не понравились четыре момента.
Удивительные метаморфозы с персонажами.
Особенно, чудесное воскресение деда Козодоева (И.Пельтцер), и духовное перерождение бывшего врага народа Макара Лягунова (Л.Масоха) - в настоящего друга народа, героя войны и орденоносца.
Очень примитивные военные эпизоды.
Как легко Ваня Курский устроился на работу в полицию, и как запросто - среди бела дня! - они вдвоём с Макаром завалили двух немцев со шмайсерами!
Полное ощущение, что это снималось, например, в 1942 году, и исключительно для поднятия духа наших солдат на фронте.
Незамысловатая предсказуемость сюжета.
Пропажа сына Балуна и исчезновение "дяди" (вредителя и предателя) меня ничуть не обеспокоили, поскольку был абсолютно уверен, что и сын найдётся, и "дядя" не уйдёт от справедливого возмездия!
И ведь именно так и получилось! :))
Ничем не подтверждённый пафос.
Когда инвалид войны Харитон Балун (Б.Андреев), ходящий на костылях, обещает сделать рекорд в 10(!) норм - и почти делает! - это даже не смешно, а просто нелепо.
Из зрителей реально делают идиотов - с такими ногами он бы и пол-нормы не выполнил!
Но довольно критики; немного и о хорошем, что есть в фильме.
В первую очередь отмечу Петра Алейникова и Лидию Смирнову: видеть их в кадре - одно удовольствие! :))
Тем более, что у всех остальных - Андреев, Бернес, Каюков, Пельтцер, Масоха - получились просто "ухудшенные копии" их же персонажей из первой серии "Большой жизни".
Саундтрек - просто блеск; все песни великолепные! :))
И если "Три года ты мне снилась" достаточно часто крутили по радио, а "Гармонь" особого впечатления не произвела, то "Наша любовь" в исполнении Марка Бернеса привела в восторг!
Для меня это получилось как "премьера песни" - почему-то никогда раньше её не слышал.
А теперь реально влюбился, вырезал из фильма, и переслушал, наверное, уже десяток раз! :))
Есть люди, которые думают, что человек изменится не может. А советское право считало - может! Может измениться к лучшему. Так что Макар Легунов мог измениться, осознать свою неправоту и исправиться. И это было тем легче сделать, что шла жестокая война и тут даже многие белогвардейцы в Париже встали на сторону советской власти. Кстати, Легунов не орденоносец - у него одна медаль.
б) Мне военный эпизод не показался примитивным. Шел последний день присутствия немцев на Донбассе, они бежали, отступали, был хаос. Именно поэтому было легко Курскому и Легунову заманить и убить двух солдат.
б) Балунов лишь вначале фильма на костылях. Потом он ходит сам, хоть и говорят, что ноги у него больные. И кстати, большинство мужчин были ранены, многие тяжело. Все же почти все они работали тяжело после войны, восстанавливали разрушенные города, фабрики, заводы, шахты. Это даже не пафос, а просто факты. Чего уж тут нелепого и смешного? Новых-то людей, без ранений, взять было неоткуда.
А сам героический настрой фильма, оптимизм, энтузиазм, вера в то, что человек может сделать все, что захочет, что не надо руки опускать даже в трагических ситуациях, что люди друг другу братья и товарищи, мне, например, очень душе. И в этом фильме они выражены с большой силой.
Ну как можно было такую хорошую песню (спят курганы тёмные) отдать врагу народа! Народ песню то запел, вслед за вражиной. Вот и пришлось во второй части выкручиваться потом. Лепить ему светлую биографию. В общем явный просчёт режиссёра. Так сказать политическая близорукость.
... 1-я часть вышла в 1939-м, 2-я часть была снята в 1946, а в прокат выпущена в 1958. Сталин не одобрил, как и 2-ю серию "Ивана Грозного". По ТВ обе части показывают редко, чаще только 1-ю.
Вообще, впервые про неё слышу. Вообще - интересно. Словно, есть возможность посмотреть утерянный навсегда фильм. Или прочесть утраченную навсегда книгу.
Теперь пришло время стереть это белое пятно в познании советского кинематографа! :))
Конечно, в сравнении с первой серией вторая вообще не канает, но если рассматривать её как самостоятельное кинопроизведение, то вполне себе на "троечку" (или по 10-балльной - на "6").
Лично мне (в отличие от товарища Сталина ;)) очень не понравились четыре момента.
Удивительные метаморфозы с персонажами.
Особенно, чудесное воскресение деда Козодоева (И.Пельтцер), и духовное перерождение бывшего врага народа Макара Лягунова (Л.Масоха) - в настоящего друга народа, героя войны и орденоносца.
Очень примитивные военные эпизоды.
Как легко Ваня Курский устроился на работу в полицию, и как запросто - среди бела дня! - они вдвоём с Макаром завалили двух немцев со шмайсерами!
Полное ощущение, что это снималось, например, в 1942 году, и исключительно для поднятия духа наших солдат на фронте.
Незамысловатая предсказуемость сюжета.
Пропажа сына Балуна и исчезновение "дяди" (вредителя и предателя) меня ничуть не обеспокоили, поскольку был абсолютно уверен, что и сын найдётся, и "дядя" не уйдёт от справедливого возмездия!
И ведь именно так и получилось! :))
Ничем не подтверждённый пафос.
Когда инвалид войны Харитон Балун (Б.Андреев), ходящий на костылях, обещает сделать рекорд в 10(!) норм - и почти делает! - это даже не смешно, а просто нелепо.
Из зрителей реально делают идиотов - с такими ногами он бы и пол-нормы не выполнил!
Но довольно критики; немного и о хорошем, что есть в фильме.
В первую очередь отмечу Петра Алейникова и Лидию Смирнову: видеть их в кадре - одно удовольствие! :))
Тем более, что у всех остальных - Андреев, Бернес, Каюков, Пельтцер, Масоха - получились просто "ухудшенные копии" их же персонажей из первой серии "Большой жизни".
Саундтрек - просто блеск; все песни великолепные! :))
И если "Три года ты мне снилась" достаточно часто крутили по радио, а "Гармонь" особого впечатления не произвела, то "Наша любовь" в исполнении Марка Бернеса привела в восторг!
Для меня это получилось как "премьера песни" - почему-то никогда раньше её не слышал.
А теперь реально влюбился, вырезал из фильма, и переслушал, наверное, уже десяток раз! :))
Так какого же года всё-таки фильм 1939 или 1946? Неужели столько лет из-за войны снимали?
Это из соседней рецензии. Забавные всё же люди критики. В одной рецензии назвать фильм талантливейшим и признать, что он не прошёл испытание временем - на это нужно большое мастерство.
Полностью согласен. Первый фильм действительно производит сильное впечатление.И режиссура и актёрская игра выше всяких похвал. Причём убедительны все от Хадарова до Ляготина.
А второй фильм действительно очень слаб. Это как раз тот случай года замах на рубль... Затронута масса проблем и личных и общественных и всё мимо. Личные, решаются почти сами собой общественные не решаются вовсе. Единственно что роднит серии человеческое обояние Андреева и Алейникова. Здесь ничего не скажешь что есть то есть.