Интервью режиссера Владимира Фокина, данное "Российской газете" в 2003 году.
Одной из самых заметных телепремьер года стал 16-серийный фильм Владимира Фокина «Пятый ангел». Он стал событием не только из-за участия в нем первоклассных актеров, чьи герои говорят — большая редкость! — хорошим русским языком, но и потому, что представляет собой энциклопедию русской жизни конца многострадального XX века.
«Пятый ангел вострубил и отворился кладезь бездны. Из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть...». Эти слова Апокалипсиса стали эпиграфом и смыслом картины.
Идет война мастодонтов: новорусские воротилы стараются утопить друг друга. В эту войну, как кур во щи, попадает журналист с безупречной репутацией: его вульгарно покупают. И так как задача, которую ставит перед ним благообразный хищник в роскошном кабинете, совпадает с его убеждениями — нужно вывести на чистую воду могущественное жулье — он изменяет своим принципам и продается. А дальше — как в пословице: коготок увяз — всей птичке пропасть.
Сценарий Эдуарда Володарского охватывает почти всю вторую половину века — авторы хотят не разить и бичевать, а понять механизмы, которые позволили вчерашней грязи выбиться в князи и стать закулисными кукловодами огромной страны. Картина, при всей ее социальной ярости, свободна от ярлыков и обывательских представлений о «России, которую разворовали». Она аналитична и диалектична: кто-то из ее героев сколотил свой капитал от нуля собственным трудом и талантом делать дело, другие невесть как стали миллиардерами на государственных харчах: стричь всех под одну гребенку не получится. Это лента не о пользе или вреде социальных катаклизмов, она — о нравах новорусского общества.
По жанру это, наверное, триллер: напряженность сюжета бесподобна. Идет открытая охота — сначала журналист охотится на обладателя больших дач и капиталов, потом секьюрити магната охотятся на журналиста с чересчур длинным носом. Но по своей сути фильм, повторяю, являет собой наиболее полный художественный анализ морального состояния страны за два десятилетия. Провоцируя ярость масс, он четко отделяет овец от козлищ и в исторической неизбежности того, что случилось с нашей страной, не сомневается ни на миг.
Сам Владимир Фокин в нем сыграл роль того самого человека в кабинете, который покупает журналиста, чтобы на словах восстановить справедливость, а на самом деле — убрать конкурента.
Картина прошла с успехом и вскоре, обещают, снова будет в эфире. Наш разговор — с ее режиссером, который наотрез отказывается считать ее сериалом:
— Слово «сериал» уже стало не обозначением жанра, а оценкой качества. Я сериалы смотреть не могу и не хочу учиться их делать. А фильм «Пятый ангел» снимал по законам нормального кино. И определил для себя его жанр как телевизионный роман.
— Объясните нашим читателям, в чем разница.
— Какие элементы отличают кино от телевизионной жвачки? Качественная драматургия. Серьезный подход к разработке характеров и работе с актерами. Пристальнейшее внимание к деталям: интерьер, реквизит, костюм, грим... Всё то, что ТВ делает наспех, абы как, — кино делает основательно. Я все-таки дитя своего времени, привык к профессиональному подходу.
— А что, в новом времени стало хуже?
— Раньше речь шла о произволе чиновников, а сейчас с режиссерами как бы от имени народа говорят те, кто вчера был директором фильма. Говорят тоном, гораздо более безапелляционным.
— У «Пятого ангела» были сложные отношения с продюсерами?
— Нам как раз повезло — мы не испытывали ни малейшего давления.
— Но в режиссерском кругу принято считать, что снижение уровня сериалов — неизбежное следствие условий их производства: малый бюджет и скорострельность. Вам-то как удалось в этих условиях добиться качества?
— Я снимал в условиях даже худших. Сроки были так ужаты, что подготовительный период гигантской картины продолжался всего два с половиной месяца — работа над сценарием, лихорадочный поиск натуры и актеров. Мы начинали с неплохим бюджетом в 90 тысяч [долларов] на серию, но вскоре выяснилось, что на самом деле на серию приходится 65—70 тысяч, то есть мизер. Преодолеть всё эго удалось только ценой напряжения съемочной группы, которой я бесконечно благодарен. Однажды был съемочный день, который начался в 9 утра и закончился на следующее утро в полдесятого. Но я насмерть стоял против любого упрощения.
— Сцены на виллах «новых русских» снимались, похоже, в подлинных интерьерах. Я их рассматривал с изумлением: и откуда что взялось у этих людей?
— Это, по сути, история трех человек, в которой отражены самые больные проблемы сегодняшнего дня. Произошла полная рокировка ценностей, пришли большие деньги. Что было стыдным — стало достоинством, что было доблестью — подвергается осмеянию. При упоминании о нравственности сегодня покручивают пальчиком у виска. А без нравственных ориентиров — как человеку удержаться от соблазнов? Когда повсюду толкуют, что проституция — естественная и необходимая норма существования, как дочку свою воспитать так, чтобы она не пошла на панель? Как сына удержать от соблазна захапать деньги любой ценой и как доказать ему, что деньги растлевают душу, особенно если они нечистые? Как воспитать его культурным человеком, если на всех телеканалах идут сериалы, где люди говорят собачьим языком и гордо демонстрируют свое душевное уродство. У нас сейчас принято ботатъ по фене: менты, мусора, козлы! И хорошие артисты должны этим заниматься.
— Как возник замысел картины?
— Сначала был роман Володарского «Охотник за черепами». Он содержал многое из того, что есть в фильме. Работу мы с Володарским начали в феврале 2001 года, а первый съемочный день был, можете себе вообразить, 11 сентября. Мы снимали на Гоголевском бульваре, идет режиссер Саша Стефанович: «Что вы тут делаете?! Там же бомбят Нью-Йорк!» Он решил, что началась третья мировая война. Я ему не поверил: «А ты куда идешь?» — спрашиваю. «К стоматологу». «Ну и иди!» Снимаю и думаю: что же я это делаю! Может, действительно война, а я тут запускаюсь с большой картиной! «Пятый ангел» вообще рождался в тревожное время: как только мы запустились, тут же посыпалось НТВ, вся эта система развалилась, но мы решили не останавливаться и идти до конца.
— К вам пошли сниматься первые артисты нашего кино и театра и сыграли замечательно: Юрский, Ахеджакова, Филозов, Еремин, Михайлова... Долго уговаривали их?
— Я не очень люблю работать с готовыми звездами, мне больше нравится их делать. И не родился еще такой актер, которого бы я уговаривал сняться. Ахеджакова — гениальная актриса, они с Фнлозовым играют, как боги. Все актеры пошли сниматься с большим энтузиазмом. Сомнения были только у Юрского — он высказал несколько очень справедливых замечаний о своей будущей роли.
— Вы сами сыграли в фильме ключевую роль главного кукловода — как это вышло?
— Для меня сюжет про магната и соблазненного им журналиста — это сюжет про Мефистофеля и Фауста. В уста этих двоих вложены главные мысли фильма. Но в романе мой герой — необъятно жирный человек и всё время жрет. А мне было важно другое: дьявол всегда несет в себе некое необъяснимое обаяние. На роль предполагался Валентин Гафт. Но ему роль не понравилась. Приглашали Игоря Костолевского, но он очень занят в театрах. И тогда на меня стали наезжать мои помощники: а почему бы вам самому не сыграть? Так и пошло.
— Знаете, я родился в 1945-м, н мое поколение выросло в ненависти к немцам. Это тоже приводило к вывихам сознания, и сцена в нашем фильме, когда мальчишки, играя в кино про войну, вешают сверстника-«фрица» — реальна. Но еще когда я снимал свою давнюю картину «Александр Маленький», мне удалось перешагнуть этот порог: разделить понятия «немец» и «фашист». И с той поры стараюсь никому не навешивать ярлыков. Меня даже упрекают: в картине очаровательные негодяи. Но что делать — нет человека, который считает, что он творит преступление, он всегда думает, что поступает правильно. Хотя и совершает мерзейший с точки зрения морали поступок. Вот сейчас в Союзе кинематографистов самые разрушительные процессы идут под лозунгом: всё для вашего блага! И Киноцентр наш, который якобы стоит за правду, тоже давно перепродан. Вся страна ушла налево, понимаете? Но надо помнить и другое: обогащаясь, многие не украли ни копейки, делали своей капитал честными способами, они оживили почти умершее производство, они создавали рабочие места. А рядом — чиновники, которые на государственной службе вдруг становятся миллиардерами и входят в число богатейших людей планеты, — как такое может быть? Мы в фильме открытым текстом называем имена Черномырдина, Потанина и еще многих сильных мира сего. И все при почетных должностях. Это натуральный сумасшедший дом, и в нем растерянные, несчастные, потерявшие все ориентиры люди, чья зарплата не обеспечивает элементарного существования. Моя жена работает в академическом музыкальном училище при знаменитой Московской консерватории — ей впору вообще не ходить за своей зарплатой, достойнее считать свою работу благотворительным актом. Ну не может музыкант такого класса получать две тысячи триста рублей в месяц! А ведь это то, что называется русской интеллигенцией! Вот почему я сделал и фильм «Дом для богатых» и теперь «Пятого ангела».
— Вы хотели просто выпустить пар или верите, что кино может что-то изменить в жизни?
— А вы своими статьями надеетесь что-нибудь изменить в умах? Гете говорил: стихи, которые мы пишем, — поцелуй, который шлем миру, но от поцелуев дети не рождаются. Он это сказал и немного слукавил, потому что писать не перестал. Так и я тешу себя надеждой, что фильм кому-то поможет, кого-то поддержит. Ведь повлияли же на мое формирование книги, которые я читал, фильмы, которые смотрел.
— На какого зрителя вы рассчитывали?
— Один уважаемый коллега мне объяснял: Володя, мы снимаем для шахтера, который вылез из забоя, выжрал бутылку водки, а теперь взял банку пива и сел перед телевизором. Я ему: послушай, ты же раньше на партсобраниях говорил совершенно другое! Я до сих пор этой перемены в умах не понимаю: ну кто нам сказал, что по ту сторону экрана сидит быдло? Люди по-прежнему ценят серьезный художественный разговор о том, что их реально мучает. Мы тут в Москве мало представляем себе, как живет Россия настоящая.
Кичин В. Очаровательные негодяи: Режиссер Владимир Фокин — о пришествии «Пятого ангела» на наши экраны // Российская газета. 2003. 20 сент. № 188. С. 21.
№33 Сердитый
Хороший фильм, реалистичный и оригинальный для своего времени. Правда, как уже было замечено, достаточно сюжетных натяжек и нестыковок. Избитый ночью людьми генерала Глухарёв попадает на больничную койку, где некоторое время находится без сознания, при этом номер с разоблачающим материалом должен выйти уже послезавтра, однако выписанный и ожидающий статьи журналист узнаёт от дельца, что статьи не будет, ибо делец запретил. Сколько же времени провёл сильно избитый Глухарёв в больнице? Пару часов? С инсценировкой ДТП, в котором якобы погибла жена Плоткина, слишком топорно - эксперту не составило бы труда определить, что умерла она от побоев, только это почему-то осталось за кадром. Но главное - финальное предательство Глухарёва исходя из логики всего фильма выглядит крайне не убедительным. Пёр на рожон, отказывался от сумасшедших денег, не пугался, когда угрожали расправиться с семьёй, и вдруг, когда уже уничтожили двух главных женщин в его жизни, послушно берёт миллион, хотя разом мог уничтожить врага, оставался всего-то шаг до цели. Видимо, у сценариста Володарского была цель - показать, что крупные шишки недосягаемы для закона, продаются все и вообще нет только чёрного и белого. Показал, но не убедило. В целом же история цепляет жизненностью. Очень хороши эпизоды с Юрским, прекрасен Филозов, да и вообще почти все актёрские работы достойны высших похвал.
И хотя с момента написания этого поста прошло ровно 10 лет и один месяц, не могу не ответить его автору.
Избитый ночью людьми генерала Глухарёв попадает на больничную койку, где некоторое время находится без сознания, при этом номер с разоблачающим материалом должен выйти уже послезавтра, однако выписанный и ожидающий статьи журналист узнаёт от дельца, что статьи не будет, ибо делец запретил. Сколько же времени провёл сильно избитый Глухарёв в больнице? Пару часов?
А что тут удивительного? Какая разница, сколько времени Глухарев находился в больнице - два часа или два месяца? Те, кому положено было узнать о готовящемся материале в газете, могли это сделать и тогда, когда журналиста только-только привезли в приемный покой. Глухарев - в больнице, "смотрящие" за газетой - в другом месте отдают распоряжение снять статью с полосы.
С инсценировкой ДТП, в котором якобы погибла жена Плоткина, слишком топорно - эксперту не составило бы труда определить, что умерла она от побоев, только это почему-то осталось за кадром.
Вы правда думаете, что рядовому следаку больше нечем заняться, как отправлять на экспертизу пепел, оставшийся от Юли, чтобы в итоге на нем (на пепле) эксперт отыскал следы побоев? Зачем было париться, когда криминальная версия ее смерти в принципе не рассматривалась? Ну, выпила молодая девушка лишнего, села за руль, не справилась с управлением. Всё. И никакой тебе головной боли - ни с экспертизами, ни со всем остальным. Или Вы думаете, что у нас сейчас все убийства раскрыты должным образом и строго по закону? Блажен, кто верует. Что тут еще скажешь.
Но главное - финальное предательство Глухарёва исходя из логики всего фильма выглядит крайне не убедительным. Пёр на рожон, отказывался от сумасшедших денег, не пугался, когда угрожали расправиться с семьёй, и вдруг, когда уже уничтожили двух главных женщин в его жизни, послушно берёт миллион, хотя разом мог уничтожить врага, оставался всего-то шаг до цели.
Ага. Шаг до цели и пару дней до его уничтожения людьми Плоткина. Как у Вас всё просто. Одно дело - брать "сумасшедшие деньги" за компромат на каких-то там олигархов, и совсем другое - когда речь зашла о семье. Глухарев не верил, что кто-то додумается убивать его жену. Собственно, если бы Вы внимательно смотрели фильм, то заметили бы, что ее и не собирались убивать. "Урка и есть урка", - скажет Гриша Вове Тельнову, когда тот станет оправдывать за непреднамеренное убийство жены Глухарева ("Кто же знал, что она вернется через полчаса").
Нужно добавить актера: Владимир Никитин - //www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/5972/bio/
В одной из серий, когда Плоткин просит проверить на надежность нового сотрудника, у В. Никитина здесь эпизод (буквально несколько секунд). Начальник СБ Плоткина. Вероятно, такова его роль.
Он объяснил свой поступок жене (не вдаваясь в подробности и не сообщая о реальном "транше", выплаченном ему первый раз Гудилиным) нехваткой денег (постоянно приходилось обращаться за "финансовой помощью" к старшему сыну). Затем был второй "транш" - четверть миллиона долларов за нарытые журналистом материалы о квартире генерала на Рублевском шоссе. И "под занавес" - еще "лям". Ведь Гудилин не знал, что, одаривая Глухарева во второй серии кругленькой суммой за компромат на Плоткина, в конце Григорий Моисеевич превратится из лютого врага в партнера. И к слову, Гудилин умудрился и на этом "заработать": своей бывшей, которая села за него в тюрьму (Крючкова), он сказал, что "сумма [500 тыс. долларов, предложенные Глухареву, от которых он отказался] должна быть увеличена вчетверо". То есть получил он от Плоткина 2 млн, а журналисту "выплатил" лишь один ("не свои", как откровенно признался он в последней серии Глухареву).
№55 Игорь Кропотов
Кино, конечно, замечательное. Но совершенно непонятно, как мог герой Еремина, при его-то опыте, в самом начале не только расписаться за получение денег от Гудилина, но и уточнить, ЗА ЧТО они получены. Ведь он попадал однозначно в заранее заготовленный смертельный капкан, и абсолютно неважно, КОМУ ИМЕННО эта бумага в дальнейшем попадет. Как-то я этот момент пропустил при предыдущих просмотрах, а теперь и смотреть-то стало не так интересно...
Сериал 2003 года, просмотренный в 2022 - уже можно делать выводы. А что, собственно, меняется? А ничего. Человек во всех его проявлениях, по-прежнему, слаб и грешен. А разделить людей на "мухи и котлеты" - отдельные друг от друга - не получается: слабые будут принесены в жертву. Странно, что журналист, да еще и талантливый, этого не понял. Он уязвим, значит знал, чем жертвовал. Ни одного (!) положительного героя "нашего времени". Моисей и Сара не считаются, они давно вне игры. Дети играют в монопольку. Было время, играли в дочки-матери и казаки-разбойники и, уж точно, без повешенных. Да, подгнило что-то в Датском королевстве.
Кино, конечно, замечательное. Но совершенно непонятно, как мог герой Еремина, при его-то опыте, в самом начале не только расписаться за получение денег от Гудилина, но и уточнить, ЗА ЧТО они получены. Ведь он попадал однозначно в заранее заготовленный смертельный капкан, и абсолютно неважно, КОМУ ИМЕННО эта бумага в дальнейшем попадет. Как-то я этот момент пропустил при предыдущих просмотрах, а теперь и смотреть-то стало не так интересно...
Странный Вы человек... Что значит "не суйтесь, куда не следует"? Ну давайте тогда молчать вообще о всем происходящем. Давайте делать вид, что мы живем в правовом государстве, что у нас нет преступности... Просто закроем все разом рот на замок - и точка. Во красота-то будет, а не жизнь, правда?
№53 Славянка1
Сериал вызвал раздражение. Чувство безнадежности. Говорят вам не суйтесь куда не следует, а вы все копаете, правды хотите. Ну получите: жену в могилу, сына в тюрьму, сам ГГ сопьется, конечно. Какой уж тут открытый финал, все ясно предельно.
Сериал вызвал раздражение. Чувство безнадежности. Говорят вам не суйтесь куда не следует, а вы все копаете, правды хотите. Ну получите: жену в могилу, сына в тюрьму, сам ГГ сопьется, конечно. Какой уж тут открытый финал, все ясно предельно. Такие сериалы напоминают нам, что мы никто и ничто в этой стране. Страшно, что так было, так есть и так будет. Блестящие работы Ахеджаковой, Филозова, Крючковой. Князев никак не подходит на эту роль. Нет жесткости. Не убийца и не подлец ни разу. Слишком доброе лицо. Трусливого гения мог бы сыграть. Короче, роль эта ему как корове седло. Не понимаю восторженных отзывов. В целом сериал не плох. Про Еремина промолчу. Просто не понравилась его игра и все.
Ирина Гарталь (Старый Оскол) 15.10.2018 - 05:54:09
Я помнила этот фильм все годы. Впечатлил до уровня потрясения. Но я понимаю, почему наши зрители не стали обсуждать его так бурно, как простенькие мыльненькие... Да потому что вся наша жизнь - сгустки боли, открытые раны. А какой ненормал будет копаться в собственной ране, доискиваясь до источника боли?! Фильм создан на исповедальном пределе. Чего стоит хотя бы реальный образ журналиста, - без единой попытки создателей фильма наложить грим на его слабости! Владимир Еремин - его изумительный голос, смех, легкость и обаяние - ну просто прирожденный борзописец! Потрясающе подан мерзопакостный банкир- Гудилин, тут каждая реплика есть надругательство над душой человека; слушаешь его и все твои представления о мироустройстве рушатся, вызывая слезы отвращения и ужаса. Ни в одном фильме с такой достоверностью не был обыгран момент страшного выбора журналиста, имеющего совесть, незапятнанное имя и набор своих проф. заповедей, как здесь! Вот перед тобой сам Люцифер в образе банкира, а за спиной у тебя жизни любимых людей и совершенно совковое представление о всемогуществе журналистики, как таковой. Страшный по сути диалог! Был Человек и - нет человека!
Об игре актеров, сыгравших родителей Плоткина, я и заикаться не смею: не хватить способностей оценить эту филигранную актерскую работу Ахиджаковой и Филозова.
Моя любимая актриса, вообще - великая русская актриса Светлана Крючкова, восхищаться которой буду всю свою жизнь за ее бесценную работу со стихами Марины Цветаевой, - здесь была ТАК выразительна, умна, красива и неподражаема, что остается только горько сожалеть: где, на каких задворках реализуют себя подобные героини!? Ведь образ взят из жизни!
Герой Князева. Лучше сыграть нельзя. Мощный дар у этого актера. До сих пор думаю о нем. Я жду финала этой истории! При всей драматичности сюжета, даже наблюдая, как на глазах в саранчу перерождается талантливейший человек, хочется верить, что бог примет его покаяние и не даст погибнуть душе окончательно.
Такими фильмами, такой актерской работой нам надо гордиться! Ну ни одной фальшивой ноты! Ни одной примитивной фразы, ни единого фальшивого жеста. Пересмотрела сейчас все серии и снова - потряхивает и от вовлеченности в действо, и от острого чувства безысходности... А может, я не права, - и надо ковырять наши раны до крови, до слез, до неистового желания перезагрузить наш центровой комп, позволяющий так уродовать нашу жизнь? Пусть же появится герой в следующих сериях, который даст нам надежду... Пусть это будет сын журналиста,- да кто угодно! Ну хоть каплю надежды на то, что протрубит Пятый ангел и насытится банкирами и прочими мерзкими отродьями...
На днях с большим удовольствием пересмотрел сериал. Несмотря на почти пятнадцать лет с момента его съёмки, он ничуть не устарел и актуален. Ещё раз низкий поклон всем его создателям. Всем знакомым рекомендую к просмотру!
Один из интереснейших российских сериалов. Сильная команда профессионалов потрудилась на славу. Блестящие актёрские работы С. Юрского, Л. Ахеджаковой, А. Филозова, С. Крючковой, Е. Князева. Секрет этого сериала думаю кроется прежде всего в отличном сценарии. Сериал смотрится на одном дыхании. Непонятно, правда, почему его так редко повторяют? Большинству современных сериалов он запросто даст фору.
№45 Юрнген
Ага, понравился фильм. Очень острые диалоги. смотришь и думаешь про современное - на кого это рассчитано? Типа сладко-фальшивого сериала "Медвежий угол". А тут ка воды живой напьешься. Такое сосредоточенное и практически камерное повествование о Березовском. Думаю, не ошибаюсь, о нем история.
Тут смотрела другой сериал, а ему в пример ставят этот. Сходила, чтоб посмотреть - когда, о чем? А смотрю - я его видела в премьеру. И да - он доя меня остался " фильм о Березовском - Ходорковском". Но высоких чувств и потрясений не вызвал - хотя да, честный фильм. Ну и создатели - не лыком шиты, Фомин, Володарский( нет сейчас настоящих сценаристов , а в ту пору еще были..), Дашкевич ... Да и актеры - классика, метры. Но потрясения в свое время не вызвал, однако.
Очень хороший и умный фильм в 16-ти сериях. Смелый фильм. Много интересных рассуждений о смысле жизни, и эти рассуждения к месту, без затянутости... Смотрела фильм с большим удовольствием. Фильм поставлен хорошо, игра артистов впечатляет. Особенно понравились работы В.Еремина, Е.Князева, А.Филозова, Л.Ахеджаковой, В.Фокина, С.Крючковой и др. Даже не ожидала, что в настоящее время, кинорежиссеры еще могут снимать такие глубокие по смыслу фильмы... Благодарю всех, кто участвовал в создании этого фильма. Низкий поклон!
отзывы
Одной из самых заметных телепремьер года стал 16-серийный фильм Владимира Фокина «Пятый ангел». Он стал событием не только из-за участия в нем первоклассных актеров, чьи герои говорят — большая редкость! — хорошим русским языком, но и потому, что представляет собой энциклопедию русской жизни конца многострадального XX века.
«Пятый ангел вострубил и отворился кладезь бездны. Из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть...». Эти слова Апокалипсиса стали эпиграфом и смыслом картины.
Идет война мастодонтов: новорусские воротилы стараются утопить друг друга. В эту войну, как кур во щи, попадает журналист с безупречной репутацией: его вульгарно покупают. И так как задача, которую ставит перед ним благообразный хищник в роскошном кабинете, совпадает с его убеждениями — нужно вывести на чистую воду могущественное жулье — он изменяет своим принципам и продается. А дальше — как в пословице: коготок увяз — всей птичке пропасть.
Сценарий Эдуарда Володарского охватывает почти всю вторую половину века — авторы хотят не разить и бичевать, а понять механизмы, которые позволили вчерашней грязи выбиться в князи и стать закулисными кукловодами огромной страны. Картина, при всей ее социальной ярости, свободна от ярлыков и обывательских представлений о «России, которую разворовали». Она аналитична и диалектична: кто-то из ее героев сколотил свой капитал от нуля собственным трудом и талантом делать дело, другие невесть как стали миллиардерами на государственных харчах: стричь всех под одну гребенку не получится. Это лента не о пользе или вреде социальных катаклизмов, она — о нравах новорусского общества.
По жанру это, наверное, триллер: напряженность сюжета бесподобна. Идет открытая охота — сначала журналист охотится на обладателя больших дач и капиталов, потом секьюрити магната охотятся на журналиста с чересчур длинным носом. Но по своей сути фильм, повторяю, являет собой наиболее полный художественный анализ морального состояния страны за два десятилетия. Провоцируя ярость масс, он четко отделяет овец от козлищ и в исторической неизбежности того, что случилось с нашей страной, не сомневается ни на миг.
Сам Владимир Фокин в нем сыграл роль того самого человека в кабинете, который покупает журналиста, чтобы на словах восстановить справедливость, а на самом деле — убрать конкурента.
Картина прошла с успехом и вскоре, обещают, снова будет в эфире. Наш разговор — с ее режиссером, который наотрез отказывается считать ее сериалом:
— Слово «сериал» уже стало не обозначением жанра, а оценкой качества. Я сериалы смотреть не могу и не хочу учиться их делать. А фильм «Пятый ангел» снимал по законам нормального кино. И определил для себя его жанр как телевизионный роман.
— Объясните нашим читателям, в чем разница.
— Какие элементы отличают кино от телевизионной жвачки? Качественная драматургия. Серьезный подход к разработке характеров и работе с актерами. Пристальнейшее внимание к деталям: интерьер, реквизит, костюм, грим... Всё то, что ТВ делает наспех, абы как, — кино делает основательно. Я все-таки дитя своего времени, привык к профессиональному подходу.
— А что, в новом времени стало хуже?
— Раньше речь шла о произволе чиновников, а сейчас с режиссерами как бы от имени народа говорят те, кто вчера был директором фильма. Говорят тоном, гораздо более безапелляционным.
— У «Пятого ангела» были сложные отношения с продюсерами?
— Нам как раз повезло — мы не испытывали ни малейшего давления.
— Но в режиссерском кругу принято считать, что снижение уровня сериалов — неизбежное следствие условий их производства: малый бюджет и скорострельность. Вам-то как удалось в этих условиях добиться качества?
— Я снимал в условиях даже худших. Сроки были так ужаты, что подготовительный период гигантской картины продолжался всего два с половиной месяца — работа над сценарием, лихорадочный поиск натуры и актеров. Мы начинали с неплохим бюджетом в 90 тысяч [долларов] на серию, но вскоре выяснилось, что на самом деле на серию приходится 65—70 тысяч, то есть мизер. Преодолеть всё эго удалось только ценой напряжения съемочной группы, которой я бесконечно благодарен. Однажды был съемочный день, который начался в 9 утра и закончился на следующее утро в полдесятого. Но я насмерть стоял против любого упрощения.
— Сцены на виллах «новых русских» снимались, похоже, в подлинных интерьерах. Я их рассматривал с изумлением: и откуда что взялось у этих людей?
— Это, по сути, история трех человек, в которой отражены самые больные проблемы сегодняшнего дня. Произошла полная рокировка ценностей, пришли большие деньги. Что было стыдным — стало достоинством, что было доблестью — подвергается осмеянию. При упоминании о нравственности сегодня покручивают пальчиком у виска. А без нравственных ориентиров — как человеку удержаться от соблазнов? Когда повсюду толкуют, что проституция — естественная и необходимая норма существования, как дочку свою воспитать так, чтобы она не пошла на панель? Как сына удержать от соблазна захапать деньги любой ценой и как доказать ему, что деньги растлевают душу, особенно если они нечистые? Как воспитать его культурным человеком, если на всех телеканалах идут сериалы, где люди говорят собачьим языком и гордо демонстрируют свое душевное уродство. У нас сейчас принято ботатъ по фене: менты, мусора, козлы! И хорошие артисты должны этим заниматься.
— Как возник замысел картины?
— Сначала был роман Володарского «Охотник за черепами». Он содержал многое из того, что есть в фильме. Работу мы с Володарским начали в феврале 2001 года, а первый съемочный день был, можете себе вообразить, 11 сентября. Мы снимали на Гоголевском бульваре, идет режиссер Саша Стефанович: «Что вы тут делаете?! Там же бомбят Нью-Йорк!» Он решил, что началась третья мировая война. Я ему не поверил: «А ты куда идешь?» — спрашиваю. «К стоматологу». «Ну и иди!» Снимаю и думаю: что же я это делаю! Может, действительно война, а я тут запускаюсь с большой картиной! «Пятый ангел» вообще рождался в тревожное время: как только мы запустились, тут же посыпалось НТВ, вся эта система развалилась, но мы решили не останавливаться и идти до конца.
— К вам пошли сниматься первые артисты нашего кино и театра и сыграли замечательно: Юрский, Ахеджакова, Филозов, Еремин, Михайлова... Долго уговаривали их?
— Я не очень люблю работать с готовыми звездами, мне больше нравится их делать. И не родился еще такой актер, которого бы я уговаривал сняться. Ахеджакова — гениальная актриса, они с Фнлозовым играют, как боги. Все актеры пошли сниматься с большим энтузиазмом. Сомнения были только у Юрского — он высказал несколько очень справедливых замечаний о своей будущей роли.
— Вы сами сыграли в фильме ключевую роль главного кукловода — как это вышло?
— Для меня сюжет про магната и соблазненного им журналиста — это сюжет про Мефистофеля и Фауста. В уста этих двоих вложены главные мысли фильма. Но в романе мой герой — необъятно жирный человек и всё время жрет. А мне было важно другое: дьявол всегда несет в себе некое необъяснимое обаяние. На роль предполагался Валентин Гафт. Но ему роль не понравилась. Приглашали Игоря Костолевского, но он очень занят в театрах. И тогда на меня стали наезжать мои помощники: а почему бы вам самому не сыграть? Так и пошло.
— Знаете, я родился в 1945-м, н мое поколение выросло в ненависти к немцам. Это тоже приводило к вывихам сознания, и сцена в нашем фильме, когда мальчишки, играя в кино про войну, вешают сверстника-«фрица» — реальна. Но еще когда я снимал свою давнюю картину «Александр Маленький», мне удалось перешагнуть этот порог: разделить понятия «немец» и «фашист». И с той поры стараюсь никому не навешивать ярлыков. Меня даже упрекают: в картине очаровательные негодяи. Но что делать — нет человека, который считает, что он творит преступление, он всегда думает, что поступает правильно. Хотя и совершает мерзейший с точки зрения морали поступок. Вот сейчас в Союзе кинематографистов самые разрушительные процессы идут под лозунгом: всё для вашего блага! И Киноцентр наш, который якобы стоит за правду, тоже давно перепродан. Вся страна ушла налево, понимаете? Но надо помнить и другое: обогащаясь, многие не украли ни копейки, делали своей капитал честными способами, они оживили почти умершее производство, они создавали рабочие места. А рядом — чиновники, которые на государственной службе вдруг становятся миллиардерами и входят в число богатейших людей планеты, — как такое может быть? Мы в фильме открытым текстом называем имена Черномырдина, Потанина и еще многих сильных мира сего. И все при почетных должностях. Это натуральный сумасшедший дом, и в нем растерянные, несчастные, потерявшие все ориентиры люди, чья зарплата не обеспечивает элементарного существования. Моя жена работает в академическом музыкальном училище при знаменитой Московской консерватории — ей впору вообще не ходить за своей зарплатой, достойнее считать свою работу благотворительным актом. Ну не может музыкант такого класса получать две тысячи триста рублей в месяц! А ведь это то, что называется русской интеллигенцией! Вот почему я сделал и фильм «Дом для богатых» и теперь «Пятого ангела».
— Вы хотели просто выпустить пар или верите, что кино может что-то изменить в жизни?
— А вы своими статьями надеетесь что-нибудь изменить в умах? Гете говорил: стихи, которые мы пишем, — поцелуй, который шлем миру, но от поцелуев дети не рождаются. Он это сказал и немного слукавил, потому что писать не перестал. Так и я тешу себя надеждой, что фильм кому-то поможет, кого-то поддержит. Ведь повлияли же на мое формирование книги, которые я читал, фильмы, которые смотрел.
— На какого зрителя вы рассчитывали?
— Один уважаемый коллега мне объяснял: Володя, мы снимаем для шахтера, который вылез из забоя, выжрал бутылку водки, а теперь взял банку пива и сел перед телевизором. Я ему: послушай, ты же раньше на партсобраниях говорил совершенно другое! Я до сих пор этой перемены в умах не понимаю: ну кто нам сказал, что по ту сторону экрана сидит быдло? Люди по-прежнему ценят серьезный художественный разговор о том, что их реально мучает. Мы тут в Москве мало представляем себе, как живет Россия настоящая.
Кичин В. Очаровательные негодяи: Режиссер Владимир Фокин — о пришествии «Пятого ангела» на наши экраны // Российская газета. 2003. 20 сент. № 188. С. 21.
Хороший фильм, реалистичный и оригинальный для своего времени. Правда, как уже было замечено, достаточно сюжетных натяжек и нестыковок. Избитый ночью людьми генерала Глухарёв попадает на больничную койку, где некоторое время находится без сознания, при этом номер с разоблачающим материалом должен выйти уже послезавтра, однако выписанный и ожидающий статьи журналист узнаёт от дельца, что статьи не будет, ибо делец запретил. Сколько же времени провёл сильно избитый Глухарёв в больнице? Пару часов? С инсценировкой ДТП, в котором якобы погибла жена Плоткина, слишком топорно - эксперту не составило бы труда определить, что умерла она от побоев, только это почему-то осталось за кадром. Но главное - финальное предательство Глухарёва исходя из логики всего фильма выглядит крайне не убедительным. Пёр на рожон, отказывался от сумасшедших денег, не пугался, когда угрожали расправиться с семьёй, и вдруг, когда уже уничтожили двух главных женщин в его жизни, послушно берёт миллион, хотя разом мог уничтожить врага, оставался всего-то шаг до цели. Видимо, у сценариста Володарского была цель - показать, что крупные шишки недосягаемы для закона, продаются все и вообще нет только чёрного и белого. Показал, но не убедило. В целом же история цепляет жизненностью. Очень хороши эпизоды с Юрским, прекрасен Филозов, да и вообще почти все актёрские работы достойны высших похвал.
В одной из серий, когда Плоткин просит проверить на надежность нового сотрудника, у В. Никитина здесь эпизод (буквально несколько секунд). Начальник СБ Плоткина. Вероятно, такова его роль.
Кино, конечно, замечательное. Но совершенно непонятно, как мог герой Еремина, при его-то опыте, в самом начале не только расписаться за получение денег от Гудилина, но и уточнить, ЗА ЧТО они получены. Ведь он попадал однозначно в заранее заготовленный смертельный капкан, и абсолютно неважно, КОМУ ИМЕННО эта бумага в дальнейшем попадет. Как-то я этот момент пропустил при предыдущих просмотрах, а теперь и смотреть-то стало не так интересно...
Сериал вызвал раздражение. Чувство безнадежности. Говорят вам не суйтесь куда не следует, а вы все копаете, правды хотите. Ну получите: жену в могилу, сына в тюрьму, сам ГГ сопьется, конечно. Какой уж тут открытый финал, все ясно предельно.
Об игре актеров, сыгравших родителей Плоткина, я и заикаться не смею: не хватить способностей оценить эту филигранную актерскую работу Ахиджаковой и Филозова.
Моя любимая актриса, вообще - великая русская актриса Светлана Крючкова, восхищаться которой буду всю свою жизнь за ее бесценную работу со стихами Марины Цветаевой, - здесь была ТАК выразительна, умна, красива и неподражаема, что остается только горько сожалеть: где, на каких задворках реализуют себя подобные героини!? Ведь образ взят из жизни!
Герой Князева. Лучше сыграть нельзя. Мощный дар у этого актера. До сих пор думаю о нем. Я жду финала этой истории! При всей драматичности сюжета, даже наблюдая, как на глазах в саранчу перерождается талантливейший человек, хочется верить, что бог примет его покаяние и не даст погибнуть душе окончательно.
Такими фильмами, такой актерской работой нам надо гордиться! Ну ни одной фальшивой ноты! Ни одной примитивной фразы, ни единого фальшивого жеста. Пересмотрела сейчас все серии и снова - потряхивает и от вовлеченности в действо, и от острого чувства безысходности... А может, я не права, - и надо ковырять наши раны до крови, до слез, до неистового желания перезагрузить наш центровой комп, позволяющий так уродовать нашу жизнь? Пусть же появится герой в следующих сериях, который даст нам надежду... Пусть это будет сын журналиста,- да кто угодно! Ну хоть каплю надежды на то, что протрубит Пятый ангел и насытится банкирами и прочими мерзкими отродьями...
Ага, понравился фильм. Очень острые диалоги. смотришь и думаешь про современное - на кого это рассчитано? Типа сладко-фальшивого сериала "Медвежий угол". А тут ка воды живой напьешься. Такое сосредоточенное и практически камерное повествование о Березовском. Думаю, не ошибаюсь, о нем история.