Фильм очень нравится. Много раз его видел. А вот когда смотрел крайний раз - обратил внимание на один весьма нелогичный эпизод.
Когда кончилась война и главные герои фильма , друзья - Кайтанов и Уфимцев едут домой и встречаются друг с другом на ночной дороге, ловя попутный грузовик.
Уфимцев открывает дверь кабины и видит сидящую там дряхлую старушку. Он спрашивает - откуда она едет? Та отвечает: "Из Парижа".
Как общеизвестно , гитлеровцы угоняли населения в Рейх , на работы.
Только врядли кто то стал бы угонять дряхлую старушку на западный край Рейха. Никакого смысла это не имело. Они могли оставить ее на территории СССР, для каких либо работ.
Скорее всего это художественный вымысел.
А почему в разделе "Вокал" нет Петра Щербакова с песней "А годы летят, наши годы как птицы летят...". Музыка Марка Фрадкина на слова Евгения Долматовского.
№824 нвч по-прежнему
Я всегда думаю, когда на глаза попадается строчка "количество зрителей в СССР", что это очень и очень приблизительное число. Кто учитывал, сколько людей потом посмотрело по ТВ? А фильм ведь показывали неоднократно в советские времена.
Учитывается только число зрителей в кинотеатрах, причем, насколько я знаю, за первый год показа.
нвч по-прежнему (Красноярск) 12.11.2023 - 15:37:56
Я всегда думаю, когда на глаза попадается строчка "количество зрителей в СССР", что это очень и очень приблизительное число. Кто учитывал, сколько людей потом посмотрело по ТВ? А фильм ведь показывали неоднократно в советские времена.
№ 819 Александр Ахматов
Но хотел зайти с другой стороны. Ребята, которые рядом мелькают из той же компании, возможно они с одного курса Щепкинского училища.
Думаю, что это Марцевич и есть. Очень похож, по возрасту подходит и его актерская карьера в кино началась как раз в 1958-м году, когда вышел этот фильм.
№812 Волкова Наталья
На 50 минуте 51 секунде фильма в стоп-кадре "поймала" Эдуарда Марцевича среди одноклассников Тани. Думаю, это точно он.
Но нужно, чтобы это еще кто-то подтвердил. Вдруг я все таки ошибаюсь.
Насколько позволяет нечеткое изображение на заднем плане, на мой взгляд, похож.
На 50 минуте 51 секунде фильма в стоп-кадре "поймала" Эдуарда Марцевича среди одноклассников Тани. Думаю, это точно он.
Но нужно, чтобы это еще кто-то подтвердил. Вдруг я все таки ошибаюсь.
Добрый, светлый фильм с созвездием прекрасных актеров! Спасибо метростроевцам за возможность быстро добраться из одного конца столицы в другой. И очень здорово, что открывшаяся на БКЛ станция Сокольники посвящена им.
[Спойлер >>]В начале киноленты показана огромная очередь крепких молодых мужчин и женщин, желающих подать заявления и немедленно приступить к выполнению работ, поставленных партией и правительством задач. (Ради объективности: автор в этой очереди не стоял и на Метрострое не работал. Пусть меня поправят те, кто стоял в ней и, далее, тяжело вкалывал под землёй достаточно продолжительный период времени.) Но, возникает сильное сомнение и вполне резонный вопрос – о каких очередях в 5 тысяч (и более заявлений, озвученных в киноленте) желающих (настойчиво, терпеливо ожидающих часами) поработать в шахте можно было мечтать руководству Метростроя (при постоянном хроническом дефиците рабочей силы, кадровом голоде), если самая удачная (и только единичная) кампания вербовки (по регионам страны) смогла набрать (разными методами, даже путём обмана, явной, откровенной лжи) только чуть больше двух тысяч трудяг? Явная, мягко говоря, неточность, обман, намеренное введение в заблуждение наивного (молодого, несведущего) зрителя, искажение истины. Кинофильм переполнен подобными утопическими фантазиями режиссёра и сценаристов, которые искусно придумали и выдали за действительность страстно желаемое (изложили ту версию событий, которая была выгодна заказчикам!?). Брали практически всех. Были бы люди (с руками), а кайло (с лопатой) найдётся! О каких медицинских комиссиях идет речь в кинофильме? Медкомиссию ввели только для откровенно больных людей (носителей инфекционных заболеваний, вызванных патогенными микроорганизмами), инвалидов, физически немощных, по виду доходяг, «синяков», а также рабочих «кессонки» (это производственная необходимость). Единственно в чём были правы режиссёр и сценарист (что соответствовало истине: массовое дезертирство) – это в том, что все герои киноленты (главная троица, «звёздная команда») убежали из шахты (Уфимцев и Акишин, не завершив пятилетку), их как ветром сдуло из тёмных туннелей Метростроя, мрачного холодного подземелья (это кинофакт). В процессе просмотра кинофильма присутствует стойкое ощущение, что «звёздные ударники» живут, как говорится, «с кукишем в кармане». Им, очень смышлёным комсомольцам-добровольцам, видите ли, претит статика, их душат границы, им нужно движение к новому пониманию, к новым достижениям, искать свою главную дорогу, без малейшего стремления, желания её найти. «Работать на откатке? Мы не для того сюда добровольцами пришли, понятно!» Они стали высокосамоорганизованными людьми, гордящимися своими «успехами». Именно в этот момент у них появилось самодовольство.
Кинофильм, наверное, сыграл больше отрицательную роль, чем положительную (просветительскую, мотивирующую …) для зрителей 60-х, т.к. живы были ещё непосредственные носители исторических знаний тех трудных лет, видящих, наблюдавших воочию (своими глазами, путём личного опыта) реалии жизни и не понаслышке знающих о строителях Метростроя (знакомых с их проблемами) и способных адекватно передать своё (пусть даже субъективное) видение истории (событий) следующему (молодому) поколению (тем самым осуществляя преемственность поколений). (продолжение следует)
[Спойлер >>]«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Из киноленты «торчат уши» классической манипуляции сознанием, искусного рекламного проекта, откровенной заказухи, агитки, политической пропаганды, вербовочной кампании. Современные политтехнологи – отдыхают. Кинолента подобна агитационному плакату 30-х годов, с той только разницей, что более ярче, красочнее, эмоциональнее, напористее, объёмнее, «информативнее», завлекательнее, романтичнее и лиричнее. Современным языком выражаясь, фильм является грамотным / верным маркетинговым, рекламным ходом, цель которого подцепить молодого человека (наивную молодежь 50-х и начала 60-х гг., энтузиазм и идеализм которых были просто неистощимы) на манипуляционный крючок, показав ему романтику труда туннельного. Агитационный плакат Метростроя 30-х г. манил рабочих высоким заработком, проживанием в новых бараках и хорошим снабжением потребительскими товарами и продуктами питания. Работы в шахтах будут вестись «по последнему слову международной техники, абсолютно механизировано». В реальности на Метрострое работали как в Древнем Египте, используя (стиль труда на строительстве метро) «азиатские способы». «Мы брали количеством людей, силой и энтузиазмом». Редакция «Ударника Метростроя» снабжала вербовщиков листовками, на которых чаще всего печаталось письмо колхозника своим односельчанам с описанием того, как хорошо работается и живется на Метрострое и как заметно он «вырос» на этой стройке. Но, как показали реалии жизни (тех лет), кадровая текучка взяла верх над агитационными плакатами и листовками.
В «Добровольцах» можно обнаружить невооруженным глазом некую навязчивую рекламу – она старается убедить, привлечь внимание наивного, не осведомлённого, инертного зрителя (который проживает свою жизнь обычными стереотипами мыльных опер, являясь всего лишь слепым, послушным исполнителем уготованной для него роли и для которого всё время требуются указатели – «это хорошо», «это плохо») в том, что не соответствует действительности, создать и внедрить в его сознание ложные образы. Чтобы добиться успеха, кинолента (как реклама) должна соответствовать умственному уровню соблазняемых ею людей. Она должна подгоняться под их вкусы и изъясняться их языком. Кинолента «старается уговорить» зрителя поступить так, как хотят режиссёр и сценарист, что бы они действовали именно таким образом. Обычно считается, что прямая ложь («фабрикация фактов») не применяется лишь в тех случаях, когда её легко обнаружить. «Не лги, если есть угроза разоблачения». Удивительно, но в киноленте явно видны уверенные прямая ложь и ложные обещания, кинообразы. Главный императив в кинообразах – уверенность. Конечно, людей было бы невозможно дурачить, будь эта система образов абсолютно виртуальной. Она эффективно работает именно потому, что искусно (мастерски) вплетается, вживляется в ткань реальности. (продолжение следует)
[Спойлер >>]Герои страны и, в частности, Метростроя достойны большей информативности о своих трудовых подвигах, условиях их свершения и глубокого, непредвзятого и объективного осмысления. И не надо врать, приукрашивать и, тем более, бояться и стесняться донести правду, истину! Они, герои Метростроя, заслуживают более откровенного, истинного, правдивого кино (о себе), при этом не обязательно использовать какие-то гулаговские образы. Всякое истинное может быть и прекрасным, и безобразным. Недальновидно бояться открыть, показать правду (ложь всегда когда-нибудь вскроется). Но для этого надо иметь предельную смелость, честность, гражданскую порядочность, долг перед ушедшими героями (поколениями). Правда сказанная, показанная с уважением, пониманием, любовью, разумностью – это свет и сила, слава, причём, вечные. Почему бы не показать правду, не заретушированные страницы нашей действительно героической истории? Исторически точно передать атмосферу, ауру тех лет (хотя бы постараться, попробовать). С нами правда!? (Это неприлично, боязно, опасно, не киногигиенично?) Истину (правду жизни) познать трудно (она не всегда поддаётся логическому анализу), но она может познаваться двумя способами: интеллектом и чувствами. Для зрителя требуется правдоподобие, они ищут правду, просят показать правду, надеются на правду, верят в правду. К сожалению, кинолента «Добровольцы» не в полной мере соответствует этому требованию зрителей. Намного полезнее было бы принять решение в пользу достоверности, единства и ясности. Такой подход совершенно очевиден, и этот принцип, на мой взгляд, не требует объяснений.
Киношная правда – всего лишь иллюзия, фантасмагория, подхваченная всеми зрителями. В определённом смысле киношная интерпретация реальности – только (в некоторых случаях, цветная) тень действительности, её приукрашивание, скрывание неприятных фактов. Впечатлительный, ранимый зритель, оторвавшийся от киноленты (киношной нирваны) и начавший видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, часто бывает, мягко говоря, разочарован (возникает сильное сомнение, диссонанс) и с непривычки может легко «испортить себе зрение» и «травмировать душу», «поломаться», «утилизироваться». (продолжение следует)
[Спойлер >>]Чего нет в фильме? Реальной жизни – нет! Нет целостного, когерентного представления о реальности, системного подхода. Не достаточно (! около трёх минут) показан (намеренно!?) невероятно тяжёлый труд (житьё-бытьё) обыкновенного, простого работяги в шахте … так, в скользь, невзначай, мельком и как будто чего-то стыдясь. Трудовая жизнь метростроевца представлена одномерно (лёгкой, весёлой, праздничной, триумфальной …), однотонно на особо мягкой глянцевой бумаге для тех зрителей, кто должным образом не осведомлён, мыслит линейно и привык (хочет) видеть простую непротиворечивую действительность. Однако, работа в шахтах по праву считалась самой тяжелой, и даже самые боевитые оказывались на грани физического истощения. Условия труда под землей были тяжелыми – сыро, грязно, душно. Эта работа требует больших физических и психологических усилий и бывает более опасной и вредной для здоровья (чем многие другие). Постоянные стрессовые ситуации, опасность. Высок риск оказаться заживо похороненными под обвалом. Основное орудие труда – лопата. Шахтеры, люди невероятно тяжелой профессии. Долгий труд в таких условиях приводит к усталости и вредит здоровью человека в долгосрочной перспективе. Достаточно посмотреть старые фотографии шахтёров (понимание, взгляд изнутри), рабочих Метростроя, чтобы убедиться в этом, понять лукавство (надувательство) киноленты. Что лживо, то и гнило. Тяжёлый физический труд жёстко, глубоко, беспощадно отражается на лицах людей его выполняющих (трудящихся). Работа, труд формирует личность человека на самом глубинном уровне. Посмотрите на их лица, взгляд, натруженные руки, осанку ... И на наших героев киноленты … «Карп, ты на руки то его посмотри... Из него водила как из Промокашки скрипач ...». Рассматривая фотографии шахтёров тех лет немножко жутковато (представляя себя на их месте, в шахте, в грязи …), но и отрадно (прозреваешь, трезвеешь от опьяняющего воздействия красивых, сочных образов киноленты), что видишь настоящие, а не «нарисованные» физиономии («сфабрикованные» киношные образы). (Кто не работал тяжело и много физически, тот вряд ли это поймет.) Заставляет прочувствовать, понимать, переживать и думать. Хорошо думать! Здесь рождается недоверие зрителя. Здесь формируются, выражаются обострённое сознание и новая способность к критике «снизу».
отзывы
Когда кончилась война и главные герои фильма , друзья - Кайтанов и Уфимцев едут домой и встречаются друг с другом на ночной дороге, ловя попутный грузовик.
Уфимцев открывает дверь кабины и видит сидящую там дряхлую старушку. Он спрашивает - откуда она едет? Та отвечает: "Из Парижа".
Как общеизвестно , гитлеровцы угоняли населения в Рейх , на работы.
Только врядли кто то стал бы угонять дряхлую старушку на западный край Рейха. Никакого смысла это не имело. Они могли оставить ее на территории СССР, для каких либо работ.
Скорее всего это художественный вымысел.
Я всегда думаю, когда на глаза попадается строчка "количество зрителей в СССР", что это очень и очень приблизительное число. Кто учитывал, сколько людей потом посмотрело по ТВ? А фильм ведь показывали неоднократно в советские времена.
Не ввели Эдуарда Марцевича в Актеры и роли.
А жаль.
Но хотел зайти с другой стороны. Ребята, которые рядом мелькают из той же компании, возможно они с одного курса Щепкинского училища.
На 50 минуте 51 секунде фильма в стоп-кадре "поймала" Эдуарда Марцевича среди одноклассников Тани. Думаю, это точно он.
Но нужно, чтобы это еще кто-то подтвердил. Вдруг я все таки ошибаюсь.
Но нужно, чтобы это еще кто-то подтвердил. Вдруг я все таки ошибаюсь.